О циклах картин Н.К. Рериха «Знамёна Востока» и «Мессия»

 

В работе искусствоведа из г. Новосибирска Евгения Маточкина даётся очень подробное описание серии картин Н.К. Рериха «Знамёна Востока» ("Рерих. Пророчества", издательский дом "Агни", Самара, 2004 г., статья "Знамёна Востока" Н.К. Рерих), где автор говорит: «К сожалению, сегодня неизвестно, как должен был выглядеть ансамбль согласно авторскому замыслу. Нумерация же картин в приведенных выше записях Рериха отражала, по-видимому, хронологический порядок. Художник специально выделил в списке те работы, которые были уже написаны и отправлены в музей. Действительно, З.Г. Фосдик в своих дневниках сообщает, что в декабре 1924 года эта часть картин из серии «Знамёна Востока» уже находилась в Нью-Йорке.
Можно предположить, что структура ансамбля была симметричной, то есть с обеих сторон от центрального полотна «Матерь Мира» находилось по девять картин. Возможно, что с правой стороны от женского образа, окруженного созвездиями, изображены семь Учителей (по числу звезд), а слева – пять Учителей, оставивших о себе в разное время историческую память. Несомненно, каждая из картин должна была занимать в ансамбле свое определенное место. Поскольку на то нет никаких указаний, то исследователь вынужден произвести собственную реконструкцию. Задача эта достаточно сложная: тут приходится учитывать многие факторы, в том числе композиционное и динамическое тяготение к центру каждого полотна (как и звезд-Учителей), общую ритмическую организацию, а также гармонию цветовых масс». 
Далее в книге искусствовед даёт описание серии уже отталкиваясь от того расположения картин, которое «смог предположить». 
Однако, почему бы нам не вдаваясь в предположения взять тот порядок нумерации картин в серии, который описал сам Николай Константинович в книге «Алтай-Гималаи»? 
(Н.К. Рерих «Алтай – Гималаи», М. 1999, стр. 99).
«Серия «Знамена Востока» сложилась. 
1. «Будда Победитель» перед источником жизни. 
2. «Моисей Водитель» — на вершине, окруженный сиянием неба. 
3. «Сергий Строитель» — самосильно работает. 
4. «Дозор Гималаев», в ледниках. 
5. «Конфуций Справедливый» — путник в изгнании. 
6. «Иенно Гуйо Дья» — друг путников (Япония). 
7. «Миларепа Услышавший» — на восходе познавший голоса дэв. 
8. «Дордже Дерзнувший» — стать лицом к лицу с самим Махакалой. 
9. «Сараха — Благая Стрела», не медлящий в благих посылках. 
10. «Магомет на горе Хира (весть архангела Гавриила)», предание. 
11. «Нагарджуна — Победитель Змия» видит знамение на озере владыки Нагов. 
12. «Ойрот — вестник Белого Бурхана», поверье Алтая. И те, что уже в Музее: 
13. «Матерь Мира». 
14. «Знаки Христа». 
15. «Лао-цзы». 
16. «Цзонка-па». 
17. «Падмасамбхава». 
18. «Чаша». 
19. «Змий Древний»».

 


На наш взгляд, Николай Константинович видел почти все свои работы не отдельно, а в циклах-сериях. То есть не только картина имеет многослойность понимания, доходящую до семи слоёв и более, зачастую глубокого пророческого содержания, но и серия картин имеет тоже глубокий смысл. И потому, если Н.К. Рерих указал именно такой порядок, значит, так и нужно рассматривать серию. Рассмотрев более пристально и внимательно порядок, указанный Н.К. Рерихом, мы нашли закономерности, имеющие глубокое смысловое содержание.
Мы взяли весь порядковый ряд серии, всего 19 картин за 1 единицу и попытались вычислить зону золотого сечения – 0,618 и 0,382 от единицы. 
1) 19 разделить на 10 = 1,9
2) 1,9 умножить на 6,18 = 11,742
3) 1,9 умножить на 3,82 = 7,258
Таким образом, мы получили зону золотого сечения, которая располагается от порядкового номера 11, захватывая 0,248 номера до порядкового номера 13, захватывая 0,742 номера. Эту зону от конца 11 и до большей части 13 и можно считать доминантной или доминирующей в серии. 
Особенно хорошо наглядно можно представить эту зону с помощью компьютерной программы «Corel». В ней мы расположили все картины в один горизонтальный ряд. Затем разделили всю длину ряда на равные отрезки в количестве 19 шт. Далее отмерили число 0,618 от единицы (весь отрезок в сумме всех частей) и 0,382.  
Под номером 11 - это картина «Нагарджуна — Победитель Змия». Под номером 12 -  «Ойрот — вестник Белого Бурхана». И под номером 13 - это «Матерь Мира». Действительно, Матерь Мира в соответствии с Учением Живой Этики является основанием Космической Иерархии Солнечной системы ((Письма Е.И. Рерих от 3.09.35 г., Письма Е.И. Рерих от 18.06.35 г., 5.201, 5.022, 5.010, 5.009, Беспр, ч. 1.052), Евгений Маточкин в своей статье тоже ставит эту картину в центр серии, только под другим номером - . А картина под номером 12 открывает нам великое будущее. Н.К. Рерих связывает эти два полотна особым сакральным образом в соответствии с законом красоты. 
В крайних картинах цикла преобладает спектр жёлтого цвета – картины «Будда Победитель» и «Змей Древний». Возможно, что эти картины имеют отношение к прошлому. Особенно «Змей Древний». Н.К. Рерих пишет о ней: «Древность этого символа уже неисчислима. Не к библейской странице, не к символам каббалы ведет этот облик». 
Поверхность и её спектр очень хорошо соотносится со смыслом цвета Бодхисаттв на центральной картине №13. Цвет обозначает напряжённую степень психической энергии до золотого червонного цвета – Сердце, 265; М.О, ч. 1, 8; Сердце, 182. И на картине «Матерь Мира» этот «слой» тоже является крайним, «поверхностным». 
О чём это говорит? О том, что центр есть как бы живое зерно, в котором отражается всё целое. Он остаётся неизменным «вдыхая» и «выдыхая» Космическую Мысль. И эта мысль подобна зерну, из которого взошёл «росток мира», и выросло Дерево. Возможно, что здесь уместно привести слова из Криптограмм Востока: «После Атлантиды, когда Люцифер нанес удар культу Духа, Матерь Мира начала новую нить. Сменяются эпохи. Уходят старые, наступает новая. Матерь творит новый узор». Возможно, этот Новый Узор и запечатлел Н.К. Рерих в серии «Знамёна Востока». 
В этом цикле относительно Матери Мира устанавливается иерархическая зависимость не только внутри в соответствии с законом золотого сечения, но и прослеживается иерархичность вовне – с левой стороны на звёздном небе созвездие Орион, а с правой – Большой Медведицы.  
Таким образом, каждая картина, которая посвящена одному из Великих Учителей, не отдельна от всех, но находится во взаимосвязи и является частью целого. 
Справа от центра мы видим картину «Знаки Христа» (1924 г.). Заметьте, что в ней тоже преобладают жёлтые тона. На наш взгляд, это ключ к пониманию того, что окружает центр. Напротив картины под номером 12 мы видим картину «Ойрот – вестник Белого Бурхана». Очевидно, эта картина имеет отношение к Алтаю. И не к Алтаю ли имеют отношения те Знаки, которые рисовал на песке Великий Учитель Христос? Причём, легенда о Белом Бурхане была записана прямо перед самым приездом Рерихов на Алтай. 

 

Мы наблюдаем эволюцию мысли Творца не только по горизонтали от серии к серии, внутри серии от картины к картине, но наблюдается ещё движение мысли творца и по вертикали – внутри каждой картины в виде позднейших вариантов написания. Как будто бы художник отметил наиболее важные и значительные картины крестом. Вертикальное развитие в последующих вариантах картин мы наблюдаем в картине «Матерь Мира». 
Например, в поздней версии (30-е годы), отсутствует жест, указующий на созвездие Ориона. Возможно, Н.К. сокрыл эту связь глубоко в область сокровенную. В позднем варианте появляются мужская и женская фигуры по обе стороны. Кроме того, более ярче расписано одеяние Матери Мира.
Думаю, что на этом открытие тайн серии «Знамёна Востока» ещё не закончено. Стоит внимательно обратить внимание на тайну золотого сечения, на левое и правое в серии от центра, на взаимозависимость мужского и женского начал.  
Серия картин не отдельна сама по себе, но её тоже нужно рассматривать относительно других серий в цельной последовательности. Обратимся к литературному творчеству художника и хронологии рождения серий картин. Серия «Мессия» рождается в 1923 г. в Нью-Йорке, «Его Страна» в 1924 г. (во время Трансгималайской экспедиции), далее «Знамёна Востока» (1925 г.) во время Трансгималайской экспедиции, далее «Майтрейя» (1 декабря 1925 г.) тоже во время Трансгималайской экспедиции. 
В этом списке первой стоит серия «Мессия». Искусствовед Евгений Маточкин очень подробно и талантливо пишет об этой серии в своей работе (книга "Рерих. Пророчества", статья - "Ожидание Пришествия. Серия "Мессия""). Мы же хотели бы только отметить ряд штрихов в дополнение. 
Серия «Мессия» является уникальной во всех отношениях. В ней всего ДВЕ картины. Первая картина - «Легенда». На картине изображён человек в древнерусском костюме. Весь спектр картины имеет зелёный цвет, даже небо. Интерпретаций-объяснений этому может быть много. Но художник далеко не просто так изобразил всё именно в зелёном цвете. Мы уже много раз убеждались о смысловой важности цвета в творчестве Н.К. Рериха. Можно предположить, что этот оттенок как-то связан со странником, который изображён на картине. Зелёному цвету в Учении Живой Этики соответствует синтез, цвет сердечного центра. Наконец, если мы выйдем за пределы данной серии и обратимся к одной из самых важных работ – картине «Учитель Учителей», то, возможно, нам удастся понять глубину и смысл зелёного цвета в картине «Легенда».  
Молодой человек на картине держит в руке древний манускрипт-свиток, и он спускается почти до земли. Человек размышляет, задумчивый взгляд, поднятые глаза. Возможно, что свиток означает Знание. Молодой русский молодец, вооружённый Знанием? Может ли быть здесь связь с названием картины? Допустим, что в руках у молодца свиток с какой-то древней легендой. Допустим, что молодцу открылся смысл легенды, и его озарение прозрело в явление Калки Аватара. Его сердечная мысль возвысилась до области Высшей. 
Жилые строения на картине неясного очертания, но одно очевидно, что это не Тибет. Дома имеют скрытую принадлежность ко времени и стране. Вдали неотчётливо виднеется холмистый рельеф с чётковыраженной глиняной почвой. Совершенно отчётливо видны луга, поля. Мы полагаем, что это Русь, либо символическое изображение России. 
Белый силуэт вверху справа один в один есть силуэт Калки Аватара, изображённого на более поздней картине «Калки Аватар» (1933 г.). Можно предположить, что легенда имеет отношение к Его Приходу. И этот русский паренёк уже наблюдает Его явление.  
На более позднем варианте (1933) черты Калки Аватара уже более чёткие, а задумчивый молодой человек заменяется склонившимся в почитании монахом, одетым в оранжевые одежды, которые символизируют цвет солнца, так как отблески солнца такого же цвета видны на окружающих скалах. 
Можно предположить, что земное солнце в виде оранжевого цвета на картине есть символическое изображение физического аспекта Калки Аватара, который находится в Высших планах на уровне верхней части картины. Вспоминается портрет Н.К. Рериха в монгольском костюме, где одеяние имеет тоже оранжевый цвет. 
На более поздней картине Н.К. Рериха «Тангла. Песнь о Шамбале» (1943), мы видим тот же цветовой дуэт-контраст между левым нижним и правым верхним углом – соответственно оранжевым и воздушно-розовым. Оранжевый, постепенно по градациям через светло-оранжевый, затем синий переходит в розовый небесный. Причём, на картине виден уже отчётливо рельеф алтайских гор. И снова мы видим то же одеяние главной центральной фигуры – древнерусские одежды. Эта картина была одной из самых любимых Н.К. Рериха по словам Е.И. Рерих (Е.И.Рерих "У порога Нового Мира", Письмо от 9 апреля 1948г., с.125). 
На поздней версии картины (1933) мы видим отчётливо существенно превышающую саму фигуру монаха рогатую тень. Видимо, так обозначены противодействующие тёмные силы, которые сильны, реальны и ярко выражены на физическом плане. 
Внутри серии картина «Легенда» таинственным образом заключена в смысловую канву с другой картиной – «Чудо. Явление Мессии». Эта картина тоже не менее символична и загадочна. Что можно сказать о ней? Мудрецы изображены в белых одеждах. Они находятся в поклоне. Мудрецов – семь. Их, от явления Калки Аватара отделяет Мост. Здесь есть и тени, и знаки на скалах, и силуэты. Всё имеет свой внутренний смысл. Горная местность, которая изображена на картине, очень похожа на Тибет. 
Мудрецам нужно пройти мост, чтобы попасть в Обитель Света. 
Казалось бы, как эти две картины связаны друг с другом? Но они связаны. Хотя бы явлением Калки Аватара. Если провести от двух картин линию географическую, то мы получим связь: Россия – Тибет. 
Думаю, что эти картины ещё связывает явление подвига. С одной стороны молодца-русича, а с другой - семи мудрецов, устремлённых в молчании и поклоне к Высшему Свету. 
Таким образом, понимание и истолкование самой загадочной и таинственной серии, состоящей из двух картин, может быть только общим. Понять картину без соответствующих «ключей» невозможно. Но одно можно сказать точно, что эта серия есть зарождение и начало цикла других последующих серий. Как бы вступление, как бы рождение внутри, а позднее проходит внешнее выявление-развитие, своеобразная причинно-следственная нить. Возможно, что серия «Мессия» раскрывает свой смысл и значение в различных аспектах через последующие серии. 
Многие наброски, которые были сделаны во время трансгималайской экспедиции, затем в 30-40-х годах вырастают в новые творения, как бы продолжая уже написанные серии. Новой темой в творчестве становится большая серия картин «Гималаи». Сам Н.К. Рерих говорил, что его творчество наиболее освещает два направления – Гималаи и Русь.
Смысл картин Н.К. Рериха не открывается сразу в одночасье. К примеру, картина «Обитель Гессера» (1947 г.). Мы заметили, что смысл картины оживает и внутренним образом связан часто с нашим ходом мысли. К примеру, рождается мысль о земном воплощении, о подвиге, как плодотворно и полезно прожить жизнь. И невольно взгляд падает на горизонтальную черту на картине, которая разделяет верхний и нижний план друг от друга. При этом, картина, как бы оживает. Начинают жить какие-то мелкие детали, которым раньше не придавалось совершенно никакого значения. И в этом действе открывается смысл того вопроса, который был задан. Жизнь должна быть подобна подвигу, огненному мечу, стремительной стреле, попадающей в цель.  
Вот, к примеру, родилась мысль о Высшем мире. И снова невольно глаз начинает рассматривать именно ту область, через которую мы находим ответ. Снова картина открывается. Вот уже облако становится окружностью, следом присутствия Вышнего на картине. И на склоне горы, которая очень сильно напоминает гору Кайлас, располагаются и живут своей жизнью две башенки. Очень похоже на то, что они рукотворные. Но всегда эта, местами желтоватая гора кажется живой, дышащей, мыслящей, живущей во Свете. А когда смотришь на картину неглубоко, то виденные ранее отчётливо мелкие смысловые детали погружены как бы в туманную дымку. То есть картина открывается только сердечной глубокой мыслью. Как будто Врата открываются в Высший Мир.  
Возможно, большое значение имеет то, что рядом с картиной «Обитель Гессера» находится картина «Учитель Учителей», а за ней – «Тангла. Песнь о Шамбале». Над всей троицей располагается «Матерь Мира». Получается своеобразный ансамбль, который звучит смыслом и цветом в торжественном аккорде. Воистину, симфония духа! 
Картины Н.К. Рериха беспредельны в своём понимании, как сама жизнь. И в них открываются всё новые и новые прекрасные вершины. 

 


 

Алтайское краевое рериховское общество "Устремление"
Rambler's Top100
Яндекс.Метрика
AGNI-YOGA TOPSITES
Рейтинг@Mail.ru