Что есть религия с точки зрения Учения Живой Этики ?
Глава 1
Невозможно насильно насадить религию опять – она станет кощунственным уродством. Озарение 3.5.2.
26.11.38 Рерих Е.И. Письма. 1932-1955
… Правильно, что Вы хотите писать о положительной стороне религии, и такая точка зрения, рядом с осуждением всякого изуверства, должна быть явлена. Именно следует показать, что есть истинная религия и как в каждой церкви или ответвлении единой мировой истины можно найти своеобразную красоту, очистив ее от позднейших наслоений и изуверств. Лучше какой бы то ни было храм, нежели совсем без храма. Человек, ни во что не верующий, – мертв, ибо жизнь, или эволюция, может слагаться лишь верою, началом ведущим, которое всегда будет идти впереди сознаний, к нему устремленных. И мы знаем, что устремление есть психическая энергия, которая является энергией всеначальной – или жизнью.
Слово «религия» переводится с греческого как «связь с Высшим миром». Несмотря на то, что планета испытала за последние три века наступление материализма, религии занимают сегодня в жизни общества важное и значительное место, Позиции религиозных верований не только не ослабились, но, напротив, даже укрепились. Последнее стало возможным благодаря научному знанию, подтверждающему ранее труднодоказуемые догматические утверждения.
Одновременно мы наблюдаем очень широкий спектр верований. В связи с этим возникает необходимость в межрелигиозном диалоге, межконфессиональном сотрудничестве, толерантном отношении одной веры к другой. Ведь религиозные группы должны стремиться к устранению разногласий в своей деятельности. От этого зависит стабильность общественных отношений в государстве.
Далеко не все верования способны приходить к согласию со своими оппонентами. Способность договариваться зависит от того, насколько руководители конфессий готовы корректировать свои позиции, проявлять гибкость. Религии, как правило, опираются на традицию, подчас многотысячелетнюю, в связи с этим религиозная догматика меняется очень трудно и медленно. Причём, сама неизменность зачастую является первым правилом для священнослужителей и тщательно охраняется от изменений. Тем не менее, реалии времени диктуют новые условия и любая традиция, даже самая древняя должна быть внимательно пересмотрена с разных сторон. Жизнеспособность, привлекательность и актуальность религии напрямую зависит от способности очищаться от ложных искажений, преображаться, улучшаться, совершенствоваться. Ведь в мире нет ничего неизменного. Религиозные верования должны стремиться к чистой истине для того, чтобы соответствовать самому понятию «религия» как связи с Высшим миром.
И это будет основным вопросом, который нужно задать представителям различных конфессий к себе и другим: какая из существующих в обществе религий может называться действительно «религией», как мировоззренческая система, способная обеспечить связь с Высшим миром? И каков критерий такой связи? Могут ли так называемые чудеса, такие как снисхождение священного нежгучего огня раз в году, мироточение икон, обновление фресок быть критерием истинности религии и милости Бога к последователям этой веры?
Наверное, можно найти различные чудесные явления в каждой религии. Могут ли быть они свидетельствами причастности к Высшему миру?
Каждая религия обладает целой системой правил, ограничений и советов. И каждый верующий обязан их выполнять. В каждой религии есть понятие иерархии земной и небесной, и закон иерархический считается самым основным у всех верований. Каждая религия имеет знания о создании мира, его устройстве. Каждая религия имеет цель своего существования и деятельности. И эти общие цели совпадают. Цель у всех одна – это соединение с Высшим Сознанием, тем самым обретая спасение и вечную жизнь. И эта цель отвечает внутреннему значению слова «религия». Потому сегодня Бога можно представить как вершину горы, а путей к нему по подножию этой горы бесчисленное множество. И нужно с уважением относиться к каждой тропе, которая ведёт на вершину.
Сегодня между православным миром и некоторыми представителями рериховского движения существует спор о том, является ли Учение Живой Этики новой религией или не является? Как считают некоторые православные авторы: если Учение Живой Этики является религией, то и относиться к ней в юридическом поле необходимо как к религии, а не как общественному движению со всеми вытекающими последствиями. Для того, чтобы Учение Живой Этики признать религией, оно должно обладать всеми юридическими атрибутами или признаками, по которым распознаётся религия как явление. А именно – наличие церквей, обрядности, молитвослужения и др.
Учение Живой Этики говорит о том, что церковь не является богонеобходимым сооружением. Скорее, наоборот, она вместе с институтом жречества отделяет народ и плодит искажения первоначального истинного знания в угоду эгоистических интересов церковной иерархии.
Также Учение Живой Этики говорит о том, что нет необходимости тратить время на богослужение – сердце должно непрерывно в жизни находиться в постоянном внутреннем «предстоянии». В этом нет ничего нового. Вспомним, хотя бы практику «умного делания» ранних православных старцев на Руси.
Конечно, нужно учиться такой непрестанной молитве. Именно поэтому в Учении много внимания уделяется теме молитвы, обращению к Высшему миру. Это глубоковнутренний процесс, потому учить ему должны люди, познавшие Бога внутри себя и не на словах, а на делах доказавших это. Учение называет таких людей так – «познавшие пути роста духа».
Вместе с этим предлагается заменить слово «святой» на слово «подвижник». Подвижник – это человек, который всего себя отдаёт людям, улучшению жизни на земле, продвигает истину в чистом виде, борется с предрассудками, ложными утверждениями. Таков должен быть сегодняшний облик святого человека. Действие, действие, действие – вот главный его девиз. Однако действие бывает не только внешнее, но и внутреннее. Потому необходима гармония между внутренним и внешним развитием. Не стоит уходить в какую-то одну крайность.
"Озарение, 3.5.2. Сказано: хула на Духа хуже всего, – ибо говорящий против Духа являет себя невеждою!
Сказано про святых, но кто же может называться этим необъясненным понятием?
Творящие чудеса будут учеными магами. Блюдущие свою жизнь будут практичными людьми.
Только отказавшиеся сознательно от личного, перенесшие сознание в понятие эволюции мира могут в Нашем понимании, называться подвижниками.
Необходимо, чтобы этот процесс совершился сознательно, вне случайности внешних условий.
Невозможно насильно насадить религию опять – она станет кощунственным уродством.
Путь отказа от безобразия жизни позовет дух на правдивые искания.
Затем очевидность связи миров заставит научно задуматься.
Эта дума, несказуемая, является началом духовной дисциплины. Эти искания, лишенные личного начала, пробуждают рефлекс действия – оно называется подвигом.
Вообще, лучше слово святой заменить названием вполне определительным – подвижник.
Явление подвига не прекратится в жизни, и нелицемерно Мы сможем определять очевидные явления.
Нужно рукотворить подвиг жизни".
Таким образом, Учение Живой Этики с юридической точки зрения не является религией в том смысле, как понимается сегодня это слово в обществе, так как в ней отсутствуют традиционные религиозные атрибуты за исключением внимания к теме «молитвы к Высшему». Но этого недостаточно. Учение не претендует на новую религию, скорее, оно является пособием для реформации лицемерного и лживого старого мира, неким сводом бесценных Советов человеческому обществу. Принять или не принять эти Советы – дело добровольное для каждого жителя нашей планеты. Отказавшийся сам лишает себя возможности «знать».
"Учение Живой Этики, кн. Озарение 2.4.12. Потребность лгать заставляет жрецов старых религий толкать народ в бездну тьмы. Да, их можно, как Моисей, оставить у подошвы горы, но скрижали надо явить.
Как все казалось тленным! Наши ученики, появляясь в последний раз на Земле, испытывают чувство одиночества и оторванности. Лишь сознанием понимаем ценность Земли, но ничто не заставляет оглядываться назад, если дух свой ларец уже уложил.
Главное, модификация человеческого чувства радости. И какая может быть радость, когда сознаешь несовершенство жизни? Но когда дух касается размеров Космоса, то радость заменяется сознанием возможностей.
И когда Я шепнул: «Твоя радость уйдет», имел в виду переход человеческой радости в космическую уявленную концепцию, как бы попадаем в безвоздушное пространство. Лучи новой жизни окутывают лучше полога от москитов, и не надо напрягать себя к Земле – в этом гармония, когда работаем для Земли. Для посторонних это сущая чепуха, но вы поймете, как можно ловить и растить каждую чистую земную мысль, не прикасаясь к современности.
И когда от Христа и до былинки черта проведена, тогда только покрыто пространство занятий.
Велико знание отсутствия смерти. Все забыли – иначе жили бы".
Учение Живой Этики говорит о том, что необходимо очистить и обновить сам смысл понимания слова «религия». Истинная религия должна быть истинной связью с Высшим, а не инструментом правящей властной верхушки для обмана людей. Тем самым нарушаются законы строения вселенной, и земной мир отдаляется от высших сфер, создавая угрозу глобальной катастрофы для жителей Земли.
Одной из самых важных линий, на наш взгляд, проведённых в Учении, является то, что Учение Живой Этики делает Высший мир осязаемой реальностью. Причём, представители его, Величайшие Божества, обладающие необыкновенно высоким духовным уровнем должны стать человеку сотрудниками. А человек, в свою очередь, должен им помогать в деле преобразования физической реальности на пути эволюции и развития, на пути сотрудничества с Великим Разумным Космосом. Нельзя сказать, что этого не было раньше. Среди рода людского всегда находились достойные представители. Но за все времена их было так мало. Может быть потому, что их всегда во все времена преследовали, казнили за истину, распинали на крестах именно за то, что они, якобы, «нарушали сложившуюся в веках религиозную традицию». Но «не нарушить я пришёл, а исполнить» - так сказал распятый величайший Учитель Христос.
Религии должны были бы служить людям для связи с Высшим, объединять народы, расы, верования, но с этой задачей они не справились. Стоило только прийти в мир новому Учителю мудрости, как уже спустя 300 лет после его ухода по страницам его Учения начинали скакать поправки, исправления. Так и рождалось разъединение на секты. Так и рождались религиозные войны. Мы полагаем, что эти войны продолжаются. И, подчас, за политическими амбициями скрываются какие-то религиозные интересы. То есть религия продолжает занимать в мире главенствующее положение, направлять народы не только по пути мира, но и по пути войны, прикрываясь избитыми фразами из Библии: «Не мир, но меч я вам принёс…» и др. Потому сегодня Учение Живой Этики говорит:
"Озарение. 2.5.2. … Именем Христа совершались великие преступления, потому ныне Христос облекается в иные одежды. Надо очистить все приукрашенное.
Не говорю о легко украшенных сочинениях, но даже по томам Оригена скакали поправки. Потому пора изменить положение мира. …".
Насколько религии отошли от своего предназначения в силу искажений. Потому сегодня нужно очищение и обновление религий, нужен новый путь, новый свет. Пусть этим светом будет Учение Живой Этики. И в этом смысле Учение действительно является «Новым Заветом».
"Беспредельность ч.1, 227 Мы — братья человечества, так боремся за уравновешивание и водворение Начала Матери Мира. Когда утвердится сознание созидания, тогда можно будет человечеству явить творческую силу огня.
Человечество так нарушило магнит Бытия, что нужно установить строительство новой жизни. Только этим способом можно устранить нарождение токов, которые сейчас так поглощают человечество.
Мы, Братья человечества, боремся за магнит космический и принцип жизни. Сложное время, но великое время! В напряжении, среди чудовищного непонимания человечеством принципов Бытия, Мы даем Новый Завет. К этому Завету, Мы зовем человечество. В этом великом Завете лежит принцип Бытия! Скажем человечеству — чтите Начала, чтите Матерь Мира, чтите величие завета Космического Магнита! Да, да, да! Так Майтрейя говорит!"
Какова может быть идеальная религия с точки зрения соответствия «связи с Высшим миром»? Учение Живой Этики говорит об этом:
"Зов, Июль 2, 1921 г.
Сумейте приблизиться чистым сердцем к Нашим Высотам.
Луч Наш сойдет на вас в утверждении вашей жизни каждого дня.
Вы приносите камень для Моего недостроенного Храма.
Учите других Моему Слову, и Мудрость процветет, и Храм Новый вознесется.
Не думайте, чародея Я не являю, но возвожу лестницей прекрасной, во снах только явленной.
Дуя ароматом с гор Тибета, Мы несем весть человечеству о новой религии Духа Чистого.
Она идет – и вы, собравшиеся для просвещения, несете камень драгий.
Явлено вам чудо создания гармонии жизни, оно заповедь новую явит миру".
Таким образом, «Новая религия Духа чистого» связывается в Учении Живой Этики с просвещением, развитием и углублением знания, стремлением к гармонии во всём. Истинно светлая мысль об Общем Благе, как форма выражения устремления к Высшему соответствует внутреннему значению слова «религия».
Религия не должна быть отвлечённой – она должна давать практические решения жизни
" Учение Живой Этики, Озарение, 2.3.4. Сумейте обратить выпады на пользу. Желайте много врагов, но не делайте их.
Закончим начатое вчера. Возмещение дурных и хороших действий должно быть ускорено. Первое условие религии должно дать практическое решение жизни. Воздаяние небесное отвлечено, надо приблизить воздаяние на Земле. Народ может понять сейчас ощущаемое, миру доступное чудо обновления возможностей.
Отсюда Рука Незримого Друга – или меч острый. И, помня немедленное явление полезности возмещения, народ найдет новую тропу ко Храму.
Просить Божество не надо. Надо самому себе принести лучшее дело".
Религия должна помогать и учить, как расцветить жизнь, как сделать её лучше, как усовершенствовать окружающие блага и удобства. То есть религия должна давать людям алгоритм решения практических жизненных проблем. По сути, она вооружает человека базисным мировоззрением, которое способно было бы твёрдо и уверенно дать ответы на вопросы: «Как жить?», «Как выжить?», «Как преуспеть?», «Как сделать лучше?», «Какие приоритеты расставить и на чём особо заострить внимание?».
Вопрос лишь в том, что религиозное знание может быть настолько разным, настолько даже противоречащим друг другу, что складывается мнение, будто бы религии находятся по отношению друг к другу в своеобразной «конкуренции». И как в данной ситуации быть простому человеку? Как добыть ему истинное знание? Где критерий истинности и ложности? Как не попасть в ложные верования, туда, где запутают ещё более, чем раньше?
Главным и основным критерием пользы и истинности религиозного знания будет практическая его польза. Религия должна дать человеку такие знания о Высшем, чтобы человек мог преуспевать и быть здоровым духовно и физически, опираясь на знания законов природы, космоса.
" Учение Живой Этики, Озарение, 2.6.11.
В умной религии нет растерянности".
Её позиции крепки и недвусмысленны.
Религиозное знание – это как нить ведомая, как Рука Высшего, как конгломерат истины. Религия должна дать знание людям о Высшем мире. И научить людей сотрудничать с Высшим на Общее благо.
Сотрудничество с Высшим миром
Религия будущего предполагает новое непосредственное отношение к миру духовному. Что это значит? Это значит то, что нужно достигать полного слияния с духом внутри своего сердца. Частица духа внутри нас является частью Высшего Духа. Таким образом, каждый человек в будущем обретёт способность общаться с Высшими Божествами без посредников. В результате у человека будут новые возможности в решении задач физической земной жизни, соединив в сердце своём «Небо» и «Землю».
" Учение Живой Этики, Озарение, 2.3.7. Очищение религий предполагает новое, непосредственное отношение к миру духовному. Христос, Будда и ближайшие помощники не пользовались магическими формулами, но действовали и творили в полном слиянии с духом. Потому в новой эволюции прежние искусственные приемы должны быть оставлены. Причина и следствие. Механика йогизма не отвечает больше обновлению мира. Сидящий под деревом и запрещающий Учитель не отвечает надобности.
Откуда берете силу и вразумление? Соединяясь с Духом Великим, признавая причину и побуждение, строим немедленное следствие. Зовем тех, которые ранее прошли великим путем личного сознания и ответственности. И Наши воззвания доходят, вознесенные тысячеруко. Не надо требований, не надо ужаса, но слияние двигает громадами. Желая блага, принимаем наследие Великих Благоносителей.
Оставляем сосуд духовный открытым для приятия благих пособлений. И ничто злое не коснется, ибо хотим блага, подтвержденного духом. И бережно отнесем паутину писаний в хранилище, ибо пошли к истокам.
Быть готовыми, быть отрекшимися, быть уявленными, быть ущемленными, быть радостными, быть ликующими, быть молчащими, быть приносящими и дающими и быть в жизни сей наученными Солнца светом – такими Мы хотим видеть вас, такими и посылаем вас. Так дух ваш принял поручение.
Не царскою державою, не подвалом алхимии, не магией высказываний, но из жизни идем и заходим к Вам, Старшие Братья и Сестры, получить сохраненные Вами ковчеги, нами накопленные, ибо идем в простой Храм Великого Духа. И назад вернемся к Вам, ибо такими хотели Вы видеть нас. И груз, наложенный Вами, донесем, как Чашу Бессмертия".
Следующую важную линию, которую проводит Учение Живой Этики – это уважение к женщине, почитанию Женского Космического начала, представленного совершенно реальным именем – Матерь Мира. В древности это имя было известно и почитаемо. Во всех верованиях и культах оно присутствовало.
Сегодня женщина продолжает быть униженной. В некоторых случаях можно даже говорить о своеобразной дискриминации по отношению к женщине. Нужно утвердить, что Матерь Мира является верховным Божественным принципом всей разумной иерархии в нашей солнечной планетной системе. И потому, она должна занять должное место в сознании людей, как самое высокое, как самое дорогое, жизнедающее и порождающее всё живое. Вследствие этого нужно восстановить соответствующее отношение к женщине, как представителю Женского Начала, его частицы.
При этом нельзя допустить перекоса в какую-либо одну из сторон. Космос творит гармонично, опираясь на два начала. Как птица не может лететь на одном крыле, так и жизнь развивается в равновесии двух начал без унижения кого-то из них.
"Учение Живой Этики, Озарение, 2.4.9. Было чуткое ощущение, что нужно все мужество собрать, чтобы дойти. Бывают скучные и опасные переходы, и претерпеть их можно лишь надеждою на Проводника. Он должен довести и не надорвать силы. Если Он надорвет силы, чем заменит их?
Поручение высокое женщин явлено должно быть женщиною. И в Храме Матери Мира должна быть женщина.
Явление Матери Мира создаст единение женщин. Именно теперь задача – создать духовно-царственное положение женщине. И передача непосредственного сообщения с Высшими Силами женщине нужна как психологический толчок. Конечно, через новую религию явится необходимое уважение.
Чую, как напряжен ток, как атмосфера напряжена, но скоро давление звезд изменится. Даже приближение дружеской планеты тяжело, ибо новые лучи режут новые слои атмосферы. Конечно, они лучше Луны, но новое давление еще не распределено".
"Криптограммы Востока". «Матерь Мира владыками воспетая!
Матерь всего живого, Матерь Будды и Матерь Христа
Посланница Несказанного, Повелительница Неповторённого,
Твоим приказом океан замолкает и вихри черты невидимых знаков наносят.
Соткавшая пряжу дальних миров,
Пустыню пройди, ибо цветы за тобою
На гору взгляни, ибо светятся горы огнём Твоим».
"Учение Живой Этики, Беспредельность, 38. «Ты жила в культах древних, как земля, как солнце, как огонь, как воздух, как вода. Ты всему Дательница,
Ты всему откровение дающая!
Ты, указавшая подвиг и сокрывшая лик свой!
Ты давшая нам явление Пространственного Огня!
Ты, принявшая на плечи твои тяжесть человеческих действий!
Тебе появим мольбы вернуть нам нашу утерянную улыбку!»
"Учение Живой Этики, Беспредельность, 18. «Яви нам овладение священной огненной силой!
Матерь Мира, Вседающая, Всевмещающая
Нашу далёкую твердь хотим украсить!»
В Учении Живой Этики немало говорится о построении нового Храма, Его Страны. Не нужно понимать эти слова буквально, особенно те, которые касаются Храма. Под «Храмом» можно понимать многое: и построение храма внутри сердца каждого человека и построение общины. И построение, к примеру, Международного культурного центра, способного продвигать просвещенческую объединительную работу. Для последователей Учения Живой Этики, построение Его Страны было бы идеальным. Но спешу заверить читателя, что в случае свершения такого великого строения в процессе строительства не будут ущемлены или как-то унижены позиции какой-то одной из существующих религий. Скорее, напротив, каждая религия будет принимать участие в таком строительстве. И Храм будет общим, ибо Бог един, только называют Его разными словами. Кто же будет возражать против этого? Только лжецы и невежды, тщательно охраняющие свою власть.
Построение такого Храма единения не является самоцелью. Это долгий и постепенный процесс прозрения человечества в скрижали истины. Начнём такое великое строительство с себя, со своего сердца. Пусть храм будет построен сначала внутри каждого отважного сердца, тем самым выполнив Завет Христа
«Евангелие от Матфея, 5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
"Учение Живой Этики, Зов. 24.03.1920 г.
Обновление Мира придет - пророчества исполнятся.
Народ восстанет, и построят Новый Храм".
"Зов. 04.07.1921 г.
Освети украшение Моего Храма.
Учи счастью красоты.
Учи счастью знания.
Учи счастью любви.
Учи счастью слияния с Богом".
"Зов. 28.10.1921.
Гимн Творцу не только в храме возносится, но воск свечи проливается в труде жизни".
"Зов. 18.01.1922.
Под знаком Моим соберу новых людей.
Утвердитесь в мысли привлечь народ и слагать Храм Мой руками народа"
"Зов. 10.03.1922.
Единый судья - ваш дух. В нем - Бог".
"Зов. 12.03.1922.
Космос отражается в зрачке каждого глаза,
И Бог почиет в каждом сердце".
"Зов. 10.06.1922.
Если руку напрягает мускул,
То Бога примите духом".
"Зов. 13.07.1922.
Близится время завершения кровли.
Отнеситесь ко Храму священно, и когда со Мною обойдете Постройку,
Пошлем молитву Создателю Сущего.
И Явим по трудам и заслугам.
Проданную, счастливую веру Воссоединим.
Пошлем новые знаки, Укрепим паруса.
Поймите, нельзя платить за Богослужение.
Умерла вера под золотом.
Щит золотой не прочен.
Я мудрых зову.
Новые и нужные соберутся, и древо союза процветет"
"Зов. 07.01.1923.
Час приближается, когда заповедь исполнится.
Час решенный, в нем мира явит щит Уложения.
Подтверждения час ночной и разумения день радость несут.
Послан час понимания свитка.
Послан час свидетельства.
Явил крыло Архангела,
На нем надпись мира.
Силы небесные с Нами свидетельствуют.
Суждено языкам узнать Новое Слово любви".
"Озарение, 2.I.12.
Соберите самых несчастных, самых неизвестных молодых учеников, явите им дар одарить человечество. Подайте им совет устав писать во Храме. Уже давно мир не видел собраний во Храме. И Христос подаст милость познающим. Хотим видеть Храм прекрасным и живым. И никто не изгонит идущих к Свету, ибо гибель тому. Чудеса приняты будут на скрижалях знания. Пусть каждый осиянный духом идет смело в Храм. Ибо Наш путь - Земли во дворец претворение. Нет бедных. Кто не захочет принять богатство?"
"Озарение, 2.II.8.
Думы Наши о вас, шлем Учение, как идти по отвесной скале, превращая ее в долину прекрасную. Человечество чувствует, как по мечу нет хода. И последняя возможность посылается указанием Врат. Удача есть лишь знак правильного направления. Успех - лишь понимание момента. Учение есть лишь открытие занавеси театра. Как чудесно быть исполнителем мировой мистерии! Идите светло! Цельная цепь цену имеет. Уявляет Моя рука лучи горы. Эру новую начнем немедленно. Учу не мечтать, но слушать ход событий".
"Община, 030. Можно поздравить с расширением сознания. Никакая лаборатория не может дать этого ощущения продолжения безграничных возможностей. Можно лишь лично, сознательно и свободно вмещать из пространства непрерывные ступени. Учение может открыть дверь, но войти можно лишь самому.
Не награда, не справедливость, но закон неоспоримости несет воплощенный дух по восходящей спирали, если он осознал необходимость движения. Учитель ничем не может подвинуть это сознание, ибо каждое внушение нарушало бы личное достижение.
Одно – отвлеченно рассуждать о дальних мирах, другое – осознать себя участником их. Только лишь тот, кто не закрыл себе путь к красоте, может понять, как явление дальних миров близко ему.
Ухом можно уловить отрывки Великого Дыхания, но знание духа предоставит человеку место среди безграничности.
Полезно обернуться в далекие эпохи, когда просыпалось это сознание. Мы увидим, что не в дни расцвета науки, но в дни провозвестия религии просыпалось космическое сознание, ибо не гипотезы, но лишь знание духа ведет к звездным путям. Сожалею, что никакие астрономические вычисления не подвинут момент сношений, так же как муравей не выстрелит из гигантской пушки. Именно ценно, что такой подвиг должен проявиться средствами духа.
Вот мы говорим как бы материально, но без духа нельзя применить эту энергию. Именно дух дает известное качество материи. Состояние Земли требует неслыханного врача. Планета больна, и если бы не удалось подвинуть ее, то лучше временно выключить ее из цепи – может быть как луна. Рассадники низших слоев Тонкого Мира стали опасно несносны. Тоже нельзя забыть, как человечество подпало под влияние низших слоев Тонкого Мира.
Всему поможет Община, но Общине поможет расширение сознания".
"Агни-Йога, 158. Люди обычно полагают, что они могут достигать совершенства множеством способов. Это множество миражей успокаивает убогое мышление. Между тем, у человечества лишь два пути – или мудро в напряжении искать постижение АУМа, или подобно бревну ложиться в гроб, полагая, что кто-то или нечто устроит судьбу лавочника духа.
Истинное стремление к осознанию высших возможностей должно бы наполнять большую часть жизни человека, как самое насущное и увлекательное занятие. Но свет познания заменен условными формулами религий, и человек, призванный мыслитель, кланяется темному углу и увешивает себя амулетами, даже не зная символа изображения. Повторяйте это всем спящим в темноте обычности.
Никаких половинчатых путей не существует – или устремление, или окоченение смерти. Притом устремление, полное радости космических сознаний, и смерти окоченение, полное ужаса.
Правительства, полагающие прикрыть нищету помысла маскою удачи обычности, принимают на себя труд могильщиков. Так нужно предупредить молодежь о наступлении Йоги жизни.
Все прежние Йоги, данные из высших Источников, принимали за основание определенное качество жизни; теперь же, при наступлении века Майтрейи, нужна Йога в сущности всей жизни. Все вмещая и ничего не избегая, именно как библейская легенда о несгораемых отроках, мужественно предоставивших себя огню и тем получивших мощь.
Можете предложить Мне наименование Йоги жизни, но, может быть, наиболее определительное будет Агни Йога. Именно стихия огня дает этой самоотверженной Йоге наименование. Когда опасности прежней Йоги при упражнениях уменьшаются, то при Огненной Йоге опасности возрастают, ибо огонь, как элемент все связующий, проявляется везде, но зато дает познание тончайших энергий. Огонь не уведет от жизни, он же явится надежным проводником в дальние миры. Ибо что же напитывает неизмеримое пространство?
Итак, улыбнемся огненной жизни".
"Агни-Йога, 182. Еще признаки Йоги.
Когда можете глубоко, свободно дышать на высотах, тогда доступен путь к высшим слоям астрала, если сознание это позволяет.
На пути к Йоге может быть, кто легко считает свои познания ничтожными; кто редко помнит об отличиях своих, утвержденных людьми; кто не принимал участия в ложных явлениях религии; кто может не считать свой земной род, хотя и помня перевоплощения; кто может каждый год возобновлять посев сада, улыбаясь буре, унесшей прошлые труды; кто утратил способность злословия; кто положил напряженные искания Высшего, невидимого глазу; кто отказался от общения со всеми предателями Истины; кто окружил себя чистым мышлением, дающим непобедимую ауру.
Истинно говорю – Агни Йог должен получить достойное место на земле и выше, ибо он окружился самой тонкой стихией. И когда малодушие ужасается, он облачается в огненную броню; страха нет в нем.
Помните об огненном крещении, о кресте огненном, обо всех пылающих чашах, которые уже давно показал вам как символ грядущей Йоги. Символ Огня прошел все Учения для приложения к жизни. Так явление Огня приблизилось, и вода заменилась Огнем".
"Агни-Йога, 469. Через три столетия после ухода Благословенного Учение уже наполнилось религиозными спорами. Не прошло века, как христианство проявило крайнюю нетерпимость. Последнее возглашение Магомета началось с фанатизма. Религиозные споры уничтожили смысл Учения, потому теперь зовем к особой терпимости, отклоняя споры.
Спросят – как защищать Учение, не отвечая на нападки? Лучшей защитой будет развитие действия в сторону невраждебную. Можно разбить враждебные утверждения созиданием новых оплотов. Знаете, как Мы не избегаем врагов, но нельзя на них тратить силы.
С Нами в синих искрах все достижимо. Но совет даю не нарушать сияния лучей. Особый бывает час, когда требуется соединительная сила для одоления пропасти".
"Иерархия, 374. Когда планета теряет свое равновесие из-за потери духовного понимания, то неминуемо то, что ждет планету, ибо нет кармического следствия без причины и нет причины без следствия. Проявление, которое вызвано утерею духовных устремлений, конечно, даст те импульсы, которые принесут планете возрождение. Явление физических перемен даст планете понимание Агни Йоги. Упадок финансов даст переоценку ценностей. Искажение религий даст искание нового духовного подвига, потому, истинно, крушение старого мира есть новое утверждение, ибо на явлении новых ценностей Мы даем миру спасение духа".
"Мир Огненный ч.1, 646. Пахтание есть символ Мироздания. Кто принял такой простой процесс, как символ великого действия, тот, действительно, понимал соотношение между микрокосмом и Макрокосмом. По физическому плану спиральное вращение есть основание накопления вещества, но совершенно тем же приемом действует и мысль. От Вершин до хаоса пространство напряжено спиралями сознания. Мысль спирально преображается в вещество, наполняя все Мироздание. Нужно понять и принять преображение мысли в вещество. Такая спайка сохранит запас вещества, ибо мысль неистощима. На Земле много пользы принесет сознание о материи мысли. Люди особенно боятся мозгового переутомления, но это нелепо, ибо мысль не может переутомить. Мозговое заболевание происходит от многих иных излишеств. Курение, пьянство, половое безумие, лишение сна, переедание, раздражение, тягостное уныние, зависть, предательство и многие ужасы тьмы дают переутомление, которое приписывается мысленному труду. В условиях профилактики мысль не только не утомляет, но наоборот, она способствует обмену высших веществ. Обвинение мысли в переутомлении было бы равносильно изгнанию Агни из сердца. Оба провода связывают человечество с Высшими Мирами, оно должно ценить эти нити, без которых можно впасть в хаос. На Западе религия означает связь с Богом, с Высшим Началом, значит каждую связь нужно питать, и главный обмен будет через огненно-мысленный процесс. Для этого нужно освободиться от страха, что мысль может утомить. Если же в процессе мышления заметите утомление, ищите другие причины, обычно ищите близко. Может быть причина и не в вас, может быть, в окно проник отравленный воздух или топливо не чисто. Часто маленькие причины вызывают последствия большие, и, особенно, плачевно, когда светоносную мысль признают источником утомления. Мысль есть здоровье, обновление, обмен веществ, так поймем спасительность мысли".
"Мир Огненный ч.2, 38. Каждая весть должна быть не только благой, но и привлекательной. Можно заметить, что многие молодые люди не следуют путем отцов и матерей. Кроме кармических причин, можно усмотреть непривлекательность действий старших. То же самое видно и в положении религий. Религия, как связь с Высшим Миром, должна быть, прежде всего, привлекательна. Страх не привлекает, насилие отвратительно, но само понимание Высшего Мира должно быть увлекательно. Можно радоваться всему Высшему. Даже малоумный не отклонится от Высшего. Чтобы затемнить Высшее, нужно проделать ряд отталкивающих действий. Кто бы ни были эти отвратители, во всяком случае, они будут богохульниками. Если они затемнят самое Прекрасное, они будут служителями тьмы. Дело не в догмах и не в символах, можно опозорить самый прекрасный знак. Как же назвать тех, кто отвращает малых от Дома Божьего? Растлители, тюремщики те, кто позорит молитву к Высшему. Разве сказано, что можно говорить с отцом или с матерью лишь их же словами? Так же и в молитве к самому Высшему кто же может принудить сердце свое славословить чужими мерами? Кто слагал молитвы, гимны, песнопения, тот пел своим сердцем. Нельзя препятствовать духу возноситься на своих крыльяx. Как и куда полетят бескрылые? И разве не даст ответ отломивший перо малейшее? Если нужна песня, то она будет песней сердца, и, при этой песне, будет звучать каждое творение, каждый предмет воссоединится в хвале Превышнему. Кто поможет ближнему еще увлекательнее создать хвалу, тот сотворит благо. Никакая догма не может запретить беседовать с Превышним. Чем она будет прекраснее, тем Он будет ближе. Если же нужна помощь, то довольно обратиться — «Помоги!» Но и для такого простого слова нужна привлекательность.
Изуверы, о которых вы много слышали, именно страдают отсутствием привлекательности. Сколько тьмы и отвращений посеяли они! Имеется ли такой язык, на котором нельзя молиться? Молитва духа претворяется на всех языках, также и сердце может петь на своем языке, лишь бы прозвучала привлекательность".
"Мир Огненный ч.2, 202. И нигде люди не думают о живой Этике. Они думают, что можно прожить в обычных мерах, но с каждым днем становится яснее, что можно спасти людей верою, которая превыше всех религий. Немного такой веры, не будем считать тысячами там, где довольно десятков. Необычны пути такого осознания Высшего".
"Мир Огненный ч.2, 292. В первобытных религиях, прежде всего, преподавался страх к Богу. Так внушалось чувство, которое обычно кончается восстанием. Конечно, каждый, прикасающийся к Высшему Миру, испытывает трепет, но это неизбежное ощущение не имеет ничего общего со страхом. Страх есть прекращение творческой энергии. Страх есть окостенение и предание себя тьме. Между тем, обращение к Высшему Миру должно вызывать восторг и увеличение сил к выражению прекрасного. Такие качества рождаются не страхом, но любовью. Потому высшая религия учит уже не страху, но любви. Только таким путем люди могут привязаться к Миру Высшему. Оковы страха свойственны рабству. Но прекрасное творение не рабство, но почитание любовью. Сравним сделанное страхом и любовью. Сокровище духа не из темницы страха, потому посоветуем людям любить и укрепляться чувством преданности. Никто не может защищать место страшное, но подвиг совершается во имя любви. Приложите эту меру к Вратам Мира Огненного".
"Мир Огненный ч.3, 60. Религия и наука не должны расходиться в своей сущности. Тонкое изучение материи и атома приведет к заключению, что жизненная энергия есть не электричество, но Огонь. Так наука и религия сблизятся на одном принципе. Материя утверждается, как огненная субстанция, и каждый мыслящий дух не будет отрицать силу высшую, которая есть Огонь. Наука не может разрушить понятие божественности Огня, так же, как религия не может наложить запрет на тонкие анализы, являемые наукой. Таким образом, утвердятся понимание и гармония понятий религии и науки. Можно провести такую тонкую параллель между наукой и религией, которая усмотрит все высшие стадии, потому так важно, чтобы ученые обладали тонким оккультным восприятием. Но лишь тонкий организм может обладать этим божественным чутьем, которое не развивается извне, но изнутри. Потому все великие открытия для блага человечества не будут исходить от огромных лабораторий, но будут находимы духом ученых, которые обладают синтезом. Мы — Братья Человечества видим последствие, которое направит все изыскания по правильному руслу. Конечно, не всегда дар синтеза дается, но те самоотверженные сподвижники, которые обладают синтезом, не нуждаются в специальности. Мы видим и предсказываем великие следствия от синтеза духа сподвижников. На пути к Миру Огненному нужно чтить Носителей Синтеза"
"Надземное, 170. Урусвати знает, что около вопросов космогонии и религии должна быть проявлена особая целесообразность. Можно оценить слова Великого Путника, что Он пришел исполнить прежний закон. Многие приступали к Нему с вопросом — плоска ли Земля? Он же отвечал: «Для вас она плоска». Так во всем Он отвечал по сознанию. Можно учиться простоте и утонченности Его ответов. Нужно помнить, что по завету Братства, прежде всего, необходимо говорить по сознанию. Лишь в мыслях Учитель мог рубить канаты предрассудков, но слова Его соответствовали сознанию слушателей.
Среди Его заветов были весьма углубленные, но слушатели принимали их по своему уровню. Доля Учителя одинакова во всех веках, Он должен иметь терпение и сострадание по уровню учеников. Несчетно должен Он касаться тех же вопросов и не может досадить совопрошателю, напомнив, что заданный вопрос уже давно отвечен. Но можно представить себе уровень вопрошателей и тогда можно поразиться неистощимому терпению Учителя.
Нужно прожить много существований, чтобы запастись таким терпением и понять в чем заключается помощь человечеству. Так вырастает и любовь к человечеству, не к особям, но ко всему человечеству, которое обладает свободной волей. Можно много терзаться, наблюдая злоупотребление этим высшим даром, но тем более зарождается решение помощи заблуждающимся. Так можно представить себе внутреннюю жизнь Учителя.
Нужно понять радость подвигу, которая живет в сердце Посланного на спасение человечества. Не убоимся назвать это служение спасением человечества".
"Надземное, 753. Урусвати знает, почему всеначальная энергия в разные времена именовалась различно. Явление это совершенно естественно, ибо наименование энергии должно соответствовать уровню сознания. Кроме того, содействие энергии различным нервным центрам вызывает представление как о чем-то особом.
Явление мысли покоится на всеначальной энергии. Человек, умственно напряженный, привлекает пространственную энергию и посредством ее может особенно преуспевать. Люди обычно не могут понять, отчего они не в состоянии пользоваться энергией, которая, казалось бы, содействует каждому. Они не развивают мышления и не могут усилить магнит свой, так они лишают себя помощи свыше.
Наука уже твердит о какой-то пространственной силе, но она не умеет объяснить насколько лаборатория человека нуждается в токах пространственных. Не может человек приближаться к Надземному Миру, если он чужд осознанию пространственной энергии. Заметьте, что сейчас Мы называем всеначальную энергию пространственной, чтобы ученые не заподозрили нечто религиозное. Мы не хотим ожесточить кого бы то ни было, пусть каждый двигается своим путем, но если он мыслит, то придет к распознанию мощи всеначальной энергии.
Пусть через признание рефлексов человек удвоит внимание к окружающим феноменам; после он догадается, что феномен есть самое естественное, обычное проявление мощи энергии.
Мыслитель указывал на магнит сердца. Он познал, который центр есть лучший приемник всеначальной энергии"
.