Что говорится в Учении Живой Этики о ритмах "Махаван" (большой) и "Чотован" (малый)?

Совершенство мысли является выражением прекрасной музыкальности. Высший ритм и будет лучшей профилактикой. Он будет и чистым мостом с Высшими Мирами. Так Мы в Обители Нашей утверждаем Красоту». (Надземное. 42.)
«Уже называл труд молитвой. Высшее единение и качество труда возникают от ритмичности. Лучшее качество труда растит ритм Прекрасного. Каждый труд содержит в себе понятие Прекрасного. Труд, молитва, красота — все грани величия кристалла Бытия». (Аум.322.)

 

Выписки из дневников Е.И. Рерих:
Не из любопытства исследуете ритм пульса стихий. Каждое знание приложимо. Можно полезно применить знание ритма к жизни. Уже давно замечено значение ритма, но ритм пульса стихий даёт особые следствия.
При опытах, перед началом, полощите рот раствором эйтимола или эвкалипта, ибо знаете значение вздоха. Также полезна музыка перед началом. Посидите.

Урусвати, сядь на кресло. Махаван – ритм огня, который вы сейчас узнали. ||••• Это chotavan. Это  как  бы  молитва.
Источник: Рерих Е.И. - Записи Учения Живой Этики, 07.10.1928

Махаван и Чотаван являются наиболее характерными ритмами огня. Располагая этими ритмами, можно легко приобщаться к стихиям огня. Это не насильственное вызывание, но лишь вступление сознательное в сферу, значение которой вы полагаете  существенным.
< ... >

 

– Как применить ритм огня в ежедневной работе? – Через ритм можно приблизить к себе избранную  стихию.
– Ритм этот в работе невозможен? – Мысленным путём, повторяя.
– В данном порядке? – Да, конечно, именно между работою можно отпускать мысль на отдых и пропускать  через  сознание  искру  ритма.
Вопр[ос] З[инаиды] Гр[игорьевны], имеет ли этот ритм определённую тональность? – Зависит от ауры,  даже  от  настроения.
< ... >
– Правильно ли я понимаю осознание, когда осознаваемое и осознающий становятся воедино? – И когда непреложность исключит все остальные пути. Нельзя войти в две двери. Посидите тихо, как  бы  без  явления,  для  ритма.– Мысленно повторяя ритм? – Да. Нужно понять, что соединение иногда полезнее внешних явлений.
При начале ритма у меня внутри вспыхнуло пламя в гортани и поднялось почти до средостения, но затем я больше не видела его, только ещё раз вспыхнул ровный свет без очертаний пламени. – Оно отвечало  ритму,  но  не  исчезло –  пришло  в невидимость.
Источник: Рерих Е.И. - Записи Учения Живой Этики, 09.10.1928

 

 

 

 

 

 

Выписки из писем Е.И. Рерих:
что означает Махаван и Чотаван? Буквально это значит «большой ритм» и «малый ритм». Для того чтобы дать Вам представление об этих огненных ритмах, приходится вспомнить мои давно заброшенные музыкальные знания и изобразить их в нотах.
 
Махаван и Чотаван – ритмы космические, ритмы пространственного Огня, и в известные периоды ритмы эти ощущаются идущими по пути Агни Йоги. Ощущаются они кратковременно, ибо иначе трудно было бы выдержать, следуют с большой быстротой и стремительностью. Все эти ритмы и двойной додекаэдрон я испытала, но описать их очень трудно. Скажу только, что каждая клеточка организма трепещет этим ритмом, причем интересно отметить, что сердце продолжает свой обычный, лишь повышенный пульс.
Думаете ли Вы, что это сведение очень поможет на первых ступенях, на которых стоят большинство читателей Вашего сборника? Ведь все эти огненные опыты и ритмы приходят на высоких ступенях овладения пространственным огнем. Если люди, услышав об этих ритмах, начнут отбивать их механически, то, как сказано в Учении, они уподобятся барабанщику. Потому перечтите внимательно § 401 в книге «Агни Йога».
Источник: Рерих Е.И. - Письма в 9-ти томах, т.2, п.68

 

Выписки из Учения Живой Этики:
Агни Йога, 357 Махаван и Чотаван являются наиболее характерными ритмами огня. Располагая этими ритмами, можно легко приобщаться к стихии огня Это не насильственное вызывание, но лишь вступление сознательное в сферу, значение которой вы полагаете существенным. Надо понимать ритмы, ибо чем другим вносим убедительность в действия?

Агни Йога, 387 Конечно, производите посылки на близком расстоянии и пользуйтесь ритмом Махавана.

Агни Йога, 421 Так при нагружении терафима имеют значение воля и ритм.
Безразлично, в каких словах производится поручение терафиму. Важно чередование наслоений и искренность непосредственной посылки и ритм, который может соответствовать Махавану.

Беспредельность ч.2, 364 Агни Йог соединяет космические токи с пламенем планеты. Ритм Махавана есть биение пульса пламени космического. Ритм Махавана передается только тому, кто чует биение Космоса. Да, да, да! Только мировое сердце может биться в ритм с Космосом. Только мировое сердце может биться ритмом Махавана.

Беспредельность ч.2, 441 Космическая пульсация, которая ощущается сердцем, самая чудесная вибрация. Все сложные задачи Космоса сердцем могут разрешиться. Когда ритм Махавана ощущается сердцем Агни Йога, происходит объединение с космической пульсацией.

Сердце, 357 Для восстановления сердца, при разных причинах, употребляем вибрации. Если Махаван может отвечать земным причинам, то вибрация Серебряного Моста нужна при пертурбациях Тонкого Мира.

Мир Огненный ч.1, 65 Прошлый тяжкий Махаван тоже имел значение для этого нового напряжения. Он дается, как особая оборона от тяжелых воздействий. Так можно вооружаться огненно, если только дух сам допускает такое вооружение.

Надземное, 605 Мы давали простейшие ритмы махавана и чотавана, но можно доходить до ритмов сложнейших. Вспомним древнейшие ритмы Санскрита, Эллады и Рима, в них можно найти обдуманные звучания. Древние уже знали необходимость искания общения с Космосом.

Из Писем семьи Рерих:

24.06.35 2 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1 Ритмы Махаван и Чотаван есть ритмы космического огня. При достижении известной степени огненной Йоги организм наш начинает воспринимать эти ритмы, идущие из пространства, и звучать на них. Конечно, простое повторение их, как и все механическое, ни к чему не приводит. Для того чтобы ритм этот имел значение, необходимо обладать запасом психической энергии. Без воздействия психической энергии ритмы эти остаются мертвыми.

02.09.39 2 Рерих Е.И. Письма. 1932-1955 Космические ритмы махаван и чотаван. Человеческий организм, прошедший известные подготовительные ступени восприятия огня пространства под руководством Учителя, может иногда ощущать эти космические ритмы, и тогда весь организм, вернее, каждая клеточка организма, пульсирует в унисон с этим ритмом. Но и это явление может быть лишь кратковременным, иначе грозит опасность организму. Все эти ритмы и даже додекаэдрон, или двойной махаван, были четко явлены мне во время моего приближения к разным степеням огненного напряжения. Когда-то я посылала сведения об этих ритмах А.М.Ас., может быть, он их сохранил и перешлет их Вам. Но чтобы испытать подобные явления, необходимо иметь вполне здоровый организм, также необходимо очищение мышления и значительное расширение сознания при полном воздержании от раздражения. Кроме того, нужно иметь долю бесстрашия, чтобы воспринимать в полном спокойствии все необычные явления в организме, неизменно сопровождающие огненные явления. Необходимо побороть в себе мнительность и в то же время выработать распознавание и постоянную настороженность. Такой организм может посвятить себя огню в естестве, т. е. будучи в земной оболочке, но при некоторой изоляции и пребывании на больших высотах, чтобы избежать чрезмерного давления крови во время прохождения уже высокой степени огненного приобщения.

12.01.1949 (Письма Е.И.Рерих А.М.Асееву т.1) Вы должны сами почувствовать, который ритм Вам ближе, удобнее, приятнее и, наверно, нащупаете самое правильное ударение. В Чотаване ударение на первой ноте и на последней. В Махаване – на второй и последней и на каждой третьей в последнем. Слова, избранные Вами для посылок психической энергии, сами сложатся в лучший ритм. Все посылки должны идти от сердца и самым непринужденным способом. Чем проще, тем успешнее.


14.605. Урусвати знает, что
Мы одобряем все, что пробуждает в человеке чувство истинного ритма.
Чувство ритма врождено, но беспорядок хаоса заглушает его.
Если люди действуют ритмично, то по большей части они далеки от понимания великого значения ритма.
Иногда деятель хочет предпослать своему решению нечто ритмичное, инстинкт подсказывает ему правильно, и в ритме деятель ищет гармонию.
Даже слабые поиски дают благие следствия.
Мы давали простейшие ритмы махавана и чотавана, но можно доходить до ритмов сложнейших. Вспомним древнейшие ритмы Санскрита, Эллады и Рима, в них можно найти обдуманные звучания.
Древние уже знали необходимость искания общений с Космосом.
В некоторые периоды земного напряжения нужно очень помыслить о ритме.
Вопли ужаса погружают людей в бездну хаоса.
Не подумайте, что Мы одобряем пир во время чумы.
Когда индус поет Бхагават Гиту, он действует мудро, и эта гармония служит целебно.
Ритм есть крылья и цемент пространства.
Люди ищут общения с Нами, но первым ключом будет осознание внутреннего ритма.
Можно глухим ухом слышать лучшую музыку и пение, и в сердце ничто не отзвучит, но чуткое сердце затрепещет в ритм гармонии.
И лучше, и мужественнее, и сильнее станет тогда человек, и сделается он достойным сотрудником земного и надземного, и познает радость.
Напомним, что Земля страдает в необычном напряжении.
Можно ли во время Армагеддона приобщаться к хаосу?
И в великих, и в малых действиях подумайте о таком напоминании.
Человек учится размышлять не в благополучии, но в борьбе.
Будет ли он борцом, если в первый трудный час потеряет звезду водящую?
Чем же от будет тогда отличаться от последнего немысля?
Не мыслит такой человек о часе решающем, самые грозные явления для него лишь случайности. Но разумно мыслящий тогда приобщается к ритмам космическим и в таком доспехе смело принимает борьбу – с Нами он тогда.
Мыслитель говорил: «Музы, прекрасные Музы, вы в своем гармоничном хоре даете человеку спасительный ритм».

 

Звучание "Махавана №1"

Стихи на "Махаван №1":

Всполохи света сияют в ночи красотой
Сердце трепещет в восторге любви неземной
Нет одиночества, когда все миры для меня.
Дух мой летает орлом в струях огня.
Для редактирования данного текста дважды кликните по нему.

 


Удачно сочетание двух додекаэдронов для ритма огня. Когда наберётся энергия, покажу, ибо для приближения к Агни Йоге этот летучий ритм нужен.
Источник: Рерих Е.И. - Записи Учения Живой Этики, 23.10.1928

– О ритме двух додекаэдронов. – Длинная каденция правильна: 3 – 3 повторяется четыре раза.
– Додекаэдрон построен на Чотаване? – Да.
Источник: Рерих Е.И. - Записи Учения Живой Этики, 25.10.1928

Ритм №1 и новый  
Источник: Рерих Е.И. - Записи Учения Живой Этики, 18.10.1928
– Ритм огня не есть ли ритм заградительной сети? – Урусвати записала её название.
– Drágina? – Да.
Источник: Рерих Е.И. - Записи Учения Живой Этики, 20.10.1928

Алтайское краевое рериховское общество "Устремление"
Rambler's Top100
Яндекс.Метрика
AGNI-YOGA TOPSITES
Рейтинг@Mail.ru