...Явим понимание Учений жизни. Как Моисей приносил достоинство человеческое, как Будда устремлял к расширению сознания, как Христос учил полезности отдачи и как Новый Мир устремлён к мирам дальним!
ОБ, 81
Ещё спросят: «Кто больше, Христос или Будда?» - Отвечайте: «Невозможно измерить дальние миры. Можем лишь восхищаться их сиянием, Луч Христа так же питает Землю, как и радуга Будды несёт утверждение закона жизни.»
ОЗР, 3.4.8
Впервые мы поднимаем на страницах нашей газеты проблему межконфессионального диалога между представителями разных религий и сколь-нибудь серьёзных философских течений. Нам могут сказать: «Рано ещё вести этот диалог - нам бы, рериховцам, в своём кругу разобраться». Но если мы не можем договориться внутри рериховского движения, то мы не можем договориться и вовне. Причина будет одна и та же - наше книжничество, невежество и личностные несовершенства. И как бы мы не прикрывали их разными вескими аргументами - результат будет один - распри, взаимные обвинения и другие следствия из этой же серии.
Мы впервые заговорили о понятии «Звенигород» на страницах нашей газеты. До сих пор эта тема чаще всего избегалась и опускалась, как преждевременная. Но что может быть насущнее единения внутри и вовне. Единение - это, прежде всего бережность и взаимоуважение всех сторон. В Учении Живой Этики, на наш взгляд, очень подробно разработаны принципы диалога не только внутри со своими ближайшими единомышленниками, но и вовне - с представителями других конфессий. И принципы эти универсальны.
Цель межконфессионального диалога: любое общественное объединение будет разрушаться и превращаться в секту, если оно не будет открытым для диалога и сотрудничества. Поэтому обмен и взаимная учёба жизненно необходимы. Диалог - это свойство здорового коллектива. Говоря языком Учения Живой Этики - кооперация и сотрудничество есть первая ступень единения, общины, братства. Мир и согласие - от Бога, распри - от сатаны.
Принципы межконфессионального диалога:
1. Канон «Господом Твоим». Другими словами: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Диалог возможен только при условии, что обратная сторона действительно увидит, что вы не теоретически, а практически знаете Их Господа - будь то Христос, Будда, Магомет и др. Практически - это знать Учение эзотерически, прожить и прочувствовать каждый «их» постулат в своём сердце. Если этого нет, то нужно становиться учеником и внимательно изучать их точку зрения, а не навязывать свою тогда, когда вы не знаете другую. Всеобъемлемость, а не узкий фанатизм.
2. Перед началом диалога выяснить истинность учений, так как невозможно предполагать сотрудничество, к примеру, с «сатанистами». «Два признака подлинности Учения: первый - устремление к общему благу, второй - принятие всех бывших Учений, ответивших первому признаку. Надо заметить, что первоначальная форма Учения не содержит отрицательных положений. Но суеверные последователи вместо блага начинают ограждать Заветы отрицаниями. Получается губительная формула - наша вера лучшая, или мы верные, они же все неверные. Отсюда один шаг до крестовых походов, до инквизиции и до кровавых морей во Имя Тех, Кто осуждал убийства. Нет вреднее занятия, нежели навязывание веры». ОЗР, 3.5.13. «…Каждое положительное Учение заповедует даяние. Такое утверждение именно практично, ибо без даяния сердце и не живёт». С, 386. «…Сравните поток дававшихся человечеству Учений жизни. Каждое из них, не трогая предыдущего, прорывает новые врата к знанию. Действие это запечатлено на каждом данном Учении, потому изучать их следует не для ознакомления, но для приложения к жизни. Только этим путём создадите поток энергии. Но даже под делами Общего Блага могут скрываться недоброжелатели, потому нужно смотреть зорко по всем направлениям». АИ, 142.
3. «Мой ученик обязан иметь глаз добрый.
Надо в удвоенное стекло смотреть на всё доброе и в десять раз уменьшать явление несовершенства, иначе останетесь прежними». Зов, 15.06.21 г.
Иными словами можно сказать: «В своём глазу бревна не видит, зато в чужом соринку различает».
4. В диалоге нужно искать, прежде всего, общее, а не то, что разъединяет. Люди могут не принимать закон перевоплощения и кармы, но могут принимать Закон Небесной Иерархии. Можно много найти общего, тогда легко и внимательно выслушают ваше мнение, которое, опять же, должно быть высказано ненавязчиво, но с высшим искусством уважения. Но нам могут сказать: «Христос выгнал торговцев из храма; Христос назвал фарисеев порождением ехидны и т.д.» Правда, возможно, Христос болел и долго молился после того, как выгнал торговцев из храма, чтобы привести дух в равновесие. Мы ответим: «миротворцы назовутся сынами Божиими». В Живой Этике говорится о синтезе, о вмещении вообще и о вмещении двух противоположностей, о терпимости. Или: «…Явите чужим учениям понимание и снисхождение». ЗОВ, 4.11.21. «Мы легко Тору заменяем гимнами Вед и Заветами Учителей. Ибо не видим отличия в Учениях одного Источника. И прежде, чем ругать кого-то, якобы подражая Христу, нужно сначала научиться подражать Его мудрости». АИ, 90.
5. В процессе диалога не должно быть компромиссов в ущерб истине. Нужно уметь вежливо и корректно отстаивать, утверждать и защищать истинные Идеалы. Ведь диалог – это не всегда уступка разрушителям. Но иногда спросить мнение другой стороны и донести своё бывает очень полезно. Тот, кто отказывается от сотрудничества и кооперации и есть явный разрушитель, ибо развитие может быть только сообща.
У нас были попытки диалога с представителями христианства. Нет разногласий, когда мы говорим о Евангелии, о Христе и не упоминаем Учение Живой Этики. Но как только мы говорим, что Христос не единственный сын Бога, а что и Будда, и уважаемые ими Магомет и Соломон, и другие пророки являются также Возвышенными и их последователи также заслуживают уважения, вот тут-то и возникает несогласие. Христос заповедал не себя, как исключительно узкий путь, а любовь и сострадание является тем узким путём. Он дал путь вселенской любви.
Умствования уводят нас от благоговейного молитвенного единения с миром. Пустые и бесплодные рассуждения есть враги любви, сотрудничества и, в конце концов, мешают наступлению Царствия Божиего на земле. Бог един и безличен, потому что Он есть любовь и он есть во всём живом. Потому всякое убийство, насилие, ссора, распри есть не богоугодное дело, отдаляющее нас от Бога.
Но даже в бесплодном диалоге мы познакомились с лидерами, представителями других конфессий, их делами, методами работы. Необходимо непрерывно вести мониторинг не только внутренней среды, но и внешней. В этом суть диалога – нужно смотреть на мир «открытыми глазами».
Принципы межконфессионального диалога
Ю. Дворников