О ЦЕЛИ И СМЫСЛЕ ЖИЗНИ

                                                                             «Цель и смысл существования –

                                                                              стремиться за пределы известного

                                                                              наверх и помочь друг другу».

                                                                                                            Озарение.2.5.12,

   Беспредельность ч.2, 717  Присоединение к Космическому Магниту дает духу напряженное устремление. Творчество человека идет каналом устремления. Бытие требует осознания свойств устремлений. Так каждая явленная возможность может жить только целесообразностью. Потому основою целесообразности человек может оформить смысл Бытия. Материя утверждается формою, явленной духом человека, так причина и следствие устанавливают смысл Бытия.   

 

   Жизнь человеческая относительно быстротечна. Причём у каждого бывает по-разному - зачастую она заканчивается раньше срока вследствие несчастного случая, болезни. Жил-жил человек, не думал, не гадал, не предвидел, и вдруг, погиб, или заболел и умер, или в результате был кем-то убит. Неужели он потерян, неужели он уйдёт в никуда – в прах, в землю? Ни в школе, ни в церкви, ни по телевидению, нигде нам никто не может дать вразумительного ответа на вопрос: «Что же происходит с человеком после так называемой смерти?». А ведь этот вопрос является самым главным, на который нужно иметь ответ прежде всего, для того, чтобы быть готовым ко всем неожиданностям в жизни. Нужно знать ответ для того, чтобы преодолеть страх перед смертью. И когда человек будет знать, что ждёт его после смерти, он сможет и определиться, наконец, для чего он должен жить. Как нужно прожить жизнь так, чтобы она не была прожита впустую бесцельно и бесплодно?Мне приходилось спрашивать у разных людей, в чём они видят смысл жизни. Ответы были разные. Кто-то сказал, что видит смысл в том, чтобы испытывать удовольствий как можно больше. Главной целью здесь является как можно более полное удовлетворение телесных желаний. Конечно, в результате такой невежественной позиции, в конце концов, человек становится рабом своего тела. Именно из таких людей рождается весь спектр уголовных преступников, уверенных в своей безнаказанности и испытывающих полную вседозволенность в убеждении, что им всё позволено. Давайте посмотрим на мир глазами такого человека, который  считает, что он родился только для того, чтобы прожить одну жизнь, а затем умереть, превратившись в землю. Что думает этот человек и как он будет жить? Ну конечно, он будет стремиться «взять от жизни всё» - «ведь живём только одну жизнь». Конечно, он будет стремиться к богатству, накопительству, телесным удовольствиям и комфорту. Любыми средствами заработать как можно больше денег,  а затем потратить их на создание максимальных удобных условий своей жизни и своих родственников, на удовлетворение своих всё разрастающихся желаний. Когда много денег, тогда появляется проблема, как сохранить их от воров, экономических кризисов. Так человек делает себя глубоко несчастным и нет душе его успокоения. Именно потому, что вся его жизнь похожа на безумную гонку за деньгами и бесконечную борьбу за своё существование в непрекращающемся страхе за свою жизнь, страхе потерять накопленное.  И если кто встаёт на пути такого человека, то земная власть и незнание законов вселенной толкают его к оправданию убийств и жестоких действий  по отношению к другим людям. Он говорит: «А что, всё должно быть как в природе – выживает сильнейший. Слабый существует лишь для того, чтобы быть пищей для сильного. Я сильный. И у меня много денег. Потому я имею право распоряжаться жизнями других людей вплоть до их физического устранения». Или так: «Я совершаю преступление. Но это вовсе не преступление, а мера необходимости. И потом ведь никто не узнает о том, что я совершил, если я тщательно скрою всё». Но всё тайное рано или поздно становится явным. Мы ведь знаем, к чему приводила такая «философия». История имеет много примеров таких индивидуумов, которые почему-то, как правило, очень плохо заканчивали свою жизнь – погибали сами в позоре и унижениях. То есть зло всё равно к ним вернулось – это ведь факт. Потому подобный смысл жизни является явно ошибочным, раз он не приводит к доброй славе и потому не может быть принят для подражания. Но ведь сегодняшний учитель-телевидение с помощью многочисленных боевиков и детективных сериалов учит нас и наших детей именно такому образу мышления – «око за око и зуб за зуб», «он сделал мне зло и потому я ему должен отомстить», «убить обидчика, наказать…»  и т.д. В результате подобного взгляда, человечество, живя своими низшими инстинктами,  развило эгоизм,  вседозволенность,  нетерпимость и злость друг к другу, погоню и привязанность к мнимым материальным ценностям. Именно такой подход и поставил  сегодня человечество на грань пропасти самоуничтожения. Человек уничтожает сам себя и всё вокруг, то, что даёт ему жизнь, среду обитания, природу.  И никакая полиция, многочисленные запреты, выраженные в законах, не помогают. Как правило, эти люди не признают существование Высшей воли, не признают жизнь сознания после так называемой смерти. Главным невежеством их является то, что они не знакомы с вселенским законом, по которому живёт каждое живое существо во вселенной. Прежде всего, нужно понять то, что совершает человек, будь то какая-то мысль, желание, поступок  - всё это остаётся в пространстве и будет причиной для создания условий в будущем. Вселенский компьютер-закон сделает так, что тот, кто посеял злобу, тот неизбежно пожнёт то же самое по отношению к себе самому. То есть вернётся к нему всё – и жадность, и легкомысленность, и болезни, и боль, и недоброе  слово, и насилие, и обжорство в виде болезней, всё. Но и хорошее тоже вернётся, потому целесообразно сеять доброе и положительное. И ждать долго не придётся. Мы сами строим своё «завтра». Некоторые люди, когда я опрашивал их на тему о смысле жизни,  говорили мне, что видят смысл жизни в создании семьи. Но ведь в этом позыве тоже лежит удовлетворение ряда своих эгоистических желаний. Например, полового влечения. Правда, здесь могут быть примешаны и другие более высокие позывы: желание заботиться о своих детях, своих близких, помогать им. Но всё же, согласитесь, это несколько избирательно – пусть весь мир горит синим пламенем, только бы моей семье и моим близким было хорошо, жизнь других людей в этом случае не интересует. И эта точка зрения тоже рождается из невежественного представления о мире. Если бы человек знал о вселенском законе единства всего сущего, он бы был менее эгоистичен. О чём гласит этот закон? О том, что весь мир представляет собою единое целое: каждый человек, каждая травинка, атмосфера, земля, звёзды, энергии. И когда на одном конце совершается убийство, то весь организм переживает о случившемся, всем больно. Потому человек не может быть вне мира. Потому вредно заключать себя в свой собственный мирок обывателя и заботиться только о себе и своих близких, жить по принципу «моя хата с краю и я ничего не знаю». Необходимо участвовать в решениях проблем всего социума. Есть ещё одна категория людей, которые мне говорили при опросе, что  «Спасение в религии, в православии. Нужно строить как можно больше церквей, чтобы люди приобщались к духовности и нравственности». Но вот уже прошло двадцать лет так называемого периода приобщения к духовности, который мы наблюдаем на примере России с начала 90-х годов двадцатого столетия. За это время было построено очень много храмов в рамках различных религий, не только в православии. Но ведь люди от этого не стали лучше и добрее. Зло в мире не уменьшилось. И преступность не стала меньше. Даже напротив, возросла. Появилась новая угроза – межнациональная рознь на основе межрелигиозной разницы. Так что сама жизнь подсказывает неправильность той позиции, что религии могут помочь в определении смысла жизни. Скорее, наоборот, заведут в очередную бессмыслицу и даже более того, средневековое мракобесие. Почему же это происходит? Да потому, что нет ни одной религии, которая не была бы искажена и извращена до неузнаваемости многочисленными лжеучителями и лжетолкователями. Судите сами, священники учат тому, что все совершённые грехи, даже самые тяжкие могут быть прощены, если человек помог церкви материально. И чем больше, тем лучше. Так убийца и вор может стать даже святым человеком, если он очень хорошо поможет церкви. Снова корысть, снова эгоизм, но только других людей, тех, кто, казалось бы, должен стоять на охране добра и справедливости.Зло начинается тогда, когда человек свою ошибку и свое заблуждение начинает распространять как истину, а истину объявляет ложью. Тогда ясное и светлое учение стараниями лжетолкователей превращается в кривое зеркало, в котором истина перестает быть истиной, искажаясь до неузнаваемости. Вот, к примеру, христианство утверждает, что смысл жизни в познании Бога, в приближении к Нему. Смерть побеждается вечностью. Ключ к бессмертию заключается в воскресении Христа и непреложности воскресения мертвых, веровавших в воскресение Христа. То есть, если человек уверует во Христа, покрестится в церкви, то можно надеяться на то, что во время так называемого второго пришествия Христа, верующий воскреснет. И в этой надежде смысл и цель существования верующего христианина. Якобы, в этом его спасение. Нужно быть преданным церкви, вере во Христа, соблюдать все евангельские заповеди и тогда ты спасёшься. Если один человек рождается прекрасным, умным, обладающим талантами, а другой неполноценным умственно и физически и ни к чему не способным, то о каком вечном блаженстве может быть речь для одного и для другого, раз оба они должны будут воскреснуть в тех же самых физических телах, в которых они однажды жили? Для первого из них земная жизнь была блаженством и вечность будет блаженством, для второго – его уродство или слабоумие исключают возможность блаженства и осуждают на вечную муку. Если уродливый человек часто тяготится своим уродством в течение своей короткой земной жизни, то каким образом он будет наслаждаться вечным блаженством, если он должен воскреснуть таким же уродом каким  был раньше?По этой теории вечным блаженством в вечной жизни могут наслаждаться лишь родившиеся хорошими, прекрасными, умными. Урод должен наслаждаться своим уродством, слепорожденный своей слепотой и горбатый своим горбом. Такое вечное наслаждение равносильно вечной муке, и такая вечность и блаженство не могут быть приняты никем, кто хоть сколько-нибудь недоволен собой и своими физическими и нравственными недостатками, ибо выходит, хочешь или не хочешь, а наслаждайся тем, чем ты обладал однажды в жизни. Где тут логика, где тут смысл, где тут премудрость Творца, о которой говорит церковь?Известно, что люди умирают в различном возрасте. Один умирает в расцвете сил и молодости, другой в истощенной болезнями старости, а иной только что родившись. При воскресении в своих прежних физических телах здесь опять явное преимущество для одного, тягость для другого и беспомощность для третьего.Умершие от болезней и старости и только что родившиеся нуждаются в уходе. Кто же должен вечно за ними ухаживать? Младенцы, кроме того, нуждаются в няньке, соске и в пеленках. Если предложить самой нежной и любящей матери вечно нянчить младенцев и вечно иметь дело с пеленками, то от такой вечности она откажется. Откажется от нее и нуждающийся в уходе старец, и обладающий уродством человек.Вот к каким бессмысленным положениям приводит бессмысленная теория об однократном человеческом существовании и о воскресении из мертвых в прежних физических телах. Христианские проповедники этих вопросов никогда не затрагивают, ибо не могут дать на них хоть сколько-нибудь удовлетворительных ответов. Но это еще не все. По учению христианской церкви, воскреснут из мертвых и наследуют жизнь вечную лишь верующие во Христа. Неверующие во Христа своим неверием уже осуждены на вечную муку. И тех, кто не верует во Христа называют даже «нехристью». Здесь опять преимущество для одних и невыгода и наказание для других. Почему должен быть осужден на вечную муку верующий человек другой религии, который о Христе мог даже и не слышать, но живет по учению, данному другим великим Учителем? Впрочем, вера в преимущество своей религии и осуждение и непризнание всякого иного верования – заблуждение, свойственное не только одним христианам. Так полезны ли на самом деле религии с их  многочисленными церквями, если они сеют рознь между людьми? Однозначно нет. Своими заблуждениями они ведут мир к пропасти войны между народами. Таким образом, смысл жизни, которому учат религии, не выдерживает сколько-нибудь серьёзной критики. Но есть ещё одна точка зрения. Суть этой позиции следующая – цель жизни есть жизнь, вечная жизнь сознания-разума в бесконечной смене тел-оболочек. Что это значит? Человек рождается и умирает только телесно, но дух-сознание его остаётся и затем снова рождается в этом мире, с каждым воплощением накапливая и накапливая частицы опыта. Более опытный становится мудрым, мудрый становится святым, святой постепенно в развитии превращается в божественного человека. И так без конца и края. Трудно в это поверить, но именно эта точка зрения объясняет многое. Хотя бы даже то, почему все люди разные и по уровню интеллекта и по характеру и по уровню материального достатка. Потому что уровень сознания у каждого разный. Есть старые, более опытные духи, а есть молодые, которым ещё нужно много и много учиться. Разумеется, обучение не заканчивается в пределах одной жизни. Нужно говорить о тысячах жизней, чтобы человек несовершенный понял, как правильно нужно жить. Потому о правильном пути нужно твердить тем, кто ещё не знает о нём.  Таким образом, если цель жизни есть жизнь, то смысл жизни есть совершенствование или вечное движение вперед. Так называемая Живая Этика, в которой очень хорошо разъясняются  эти вопросы, говорит: «Нужно понять, что в основании эволюции лежит усовершенствование» (Иерархия, 297). «Улучшайтесь, друзья, неустанно», «Совершенствование продолжается, направляясь к Беспредельности» (Беспредельность, 152). «Скажем – бесповоротно идите от низшей сферы к дальним мирам. Бесповоротно устремитесь к восхождению в Беспредельность. И добавим – стремитесь беспредельно» (Беспредельность, 57). Что такое усовершенствование? Это постоянная устремлённая и целенаправленная учёба. Но, согласитесь, для того, чтобы учиться нужно, прежде всего, уметь трудиться, уметь организовать свой досуг.  Как правило, легкомысленно живут именно те, кто не умеет ставить цель в своей жизни. У них может быть только одна цель  – получение удовольствий в постоянных приколах и развлечениях. Это ли не безумие? Но сознающий себя человек как часть вселенной, как творец сущего, как единица вечности и беспредельности способен организовать свою жизнь так, чтобы ни одной минуты этого воплощения не было прожито впустую, без пользы для улучшения и совершенствования, без пользы для мира. Особая дисциплина жизни – это труд, на который способен только человек, осознавший своё место во вселенной. Таким образом, существующее в жизни неравенство в развитии и во всех проявлениях жизни, которое вызывает ропот на Бога, жалобы на свою судьбу и порождает недоумение и возмущение, на которые ни наука, ни философия, ни религия не дают удовлетворительных ответов.  Это неравенство людей не есть случайность, но результат достигнутого большего или меньшего совершенствования в своем развитии.Жизнь человека не есть ловушка или западня, в которую человек попал случайно, выбираться из которой он может, лишь исполняя установленные церковью обряды и церемонии, но небольшой эпизод из планомерного и закономерного движения эволюции всей космической жизни, в которой человек является звеном.В этой жизни человек богатый деньгами стал потому, что в прошлой был бедным и научился ценить каждую копейку. А в следующей жизни богатый человек снова станет нищим, если не поймёт, что финансовые возможности ему даны судьбою не только для  того, чтобы ублажать себя и своих родственников, но для того, чтобы помочь и улучшить мир, помочь людям обездоленным, голодающим, страдающим, больным. Также нужно помогать прежде всего тем, кто несёт миру истинные знания – это самый верный путь прирастания своего богатства.  Объединив чьи-то знания, опыт и финансовые ресурсы мы быстрее сделаем окружающий нас мир совершенным, гармоничным. Что ещё может быть важнее? Это ли не идеальная цель жизни?Так что неравенство людей – это есть результат прошлых накоплений. Вот потому бесполезно винить Бога в своих жизненных страданиях. Эти страдания мы породили сами. И жизнь устроена так, чтобы мы в процессе преодоления этих препятствий осознали, что мы сделали не так, где мы и с кем поступили неправильно, коль к нам возвращается зло всё снова и снова.  Совершенствование никогда не бывает только личным. Когда совершенствуется часть, то совершенствуется целое, когда совершенствуется один человек, совершенствуется все человечество, но достигший совершенства человек должен вести за собой тех, которые далеки от совершенства. Вот конечная цель, конечный смысл жизни и конечный смысл бесконечного совершенствования человека, ибо «нет большей любви, как положить душу свою – как положить бесконечную жизнь свою – за друзей своих!». Вот в этих кратких словах цель и смыс жизни, приемлемый для всех, ибо он всех ставит в равные условия, не давая преимущества никому, и желательный для всех потому, что каждому человеку даётся шанс самосовершенствоваться, и тем самым обрести новые возможности быть счастливым.  Кроме того, истинный смысл жизни невозможно отделить от понятия дальних миров. Именно в осознании бесконечности совершенствования и эволюции духа, беспредельности пространства заключается  фундамент понимания смысла жизни.Почему Космос ограничивать одною землею и думать, что Космос дал одно убежище человеку? Пойдем по восходящей дуге, сотрудничая с дальними мирами. «Посмотрим с дальних миров на нашу планету – тесно, вопит дух человеческий на коре! Взглянем с нашей планеты на дальние миры простор Беспредельности, ликует дух!» (Беспредельность, 62).То же самое сказал Христос: «У Отца Моего обителей много».Но, несмотря на это, люди исказили и эти ясные слова Христа. В узком людском понимании Космос, с бесчисленным множеством обитаемых миров, со всей его Беспредельностью, превратился в единственный обитаемый мир – наш крохотный земной шар. Несмотря на все завоевания и успехи науки, очень большая часть человечества нашей планеты все еще, как в средние века, продолжает считать нашу землю центром Вселенной, единственным обитаемым миром, с возникновением которого возникла Вселенная и с концом которого последует конец всей Вселенной.Чтобы осознать и понять Беспредельность, нужно излечиться от космической слепоты. Первым шагом в этом направлении будет принятие беспредельности как действительной реальности. И когда человек выйдет из узких рамок своего ограниченного мировоззрения, и когда придет космическое прозрение, тогда он начнет постигать величие и красоту Беспредельности, того единственного источника, откуда все происходит и куда все уносится для того, чтобы прийти снова.В связи со смыслом жизни есть ещё один важный аспект – нужно ли уходить от цивилизации в леса для того, чтобы обрести спасение своей души, которое и является истинным смыслом жизни?В прежние века люди, стремившиеся к совершенствованию, уходили от несовершенства жизни в горы, в леса, пустыни, позднее в монастыри. От современного человека требуется вносить совершенство в жизнь, не уходя из жизни. Новый наступающий мир, новая реальность требует иного отношения к вопросу совершенствования. Когда человек прежних веков для совершенствования уходил от жизни, он достигал совершенствования личного, современный человек, оставаясь в самой гуще жизни и внося в окружающую его среду доступное его силам и пониманию совершенствование, должен способствовать совершенствованию всей жизни.Признавая стремление к совершенствованию целью и смыслом жизни, необходимо сказать, что совершенствование может идти лишь в одном направлении, в развитии своих духовных сил. Никаких  других путей к совершенствованию быть не может. «Люди обычно полагают, что они могут достигать совершенства множеством способов. Это множество миражей успокаивает убогое мышление. Между тем у человека лишь два пути. Или мудро, в напряжении искать постижения Оума (единства с Высшими миром – от сост.), или, подобно бревну, ложиться в гроб, полагая, что кто-то или нечто устроит судьбу лавочника духа» (Агни-Йога, 158). Но никто и ничто не может устроить судьбу человека, кроме самого человека. До тех пор, пока спит в человеке сознание необходимости совершенствования – он лавочник духа, и каждая жизнь оканчивается для него тем, что, подобно бревну, его кладут в гроб. Кто не хочет уподобляться бревну, тому остается только один путь – путь духовного познавания.Таким образом,  смысл жизни состоит  в  бесконечном  процессе эволюции,  в раскрытии своих беспредельных возможностей,  способностей,  своего творчества, в беспредельном накоплении знания и стремления  к прекрасному, устремлении к более Совершенному.  Более конкретно можно сказать,  что цель существования человека на Земле состоит в достижении состояния  Богочеловека,  в достижении мира Огненного,  где он станет истинным Творцом.  Такая цель достижима через обработку своей Кармы (грехов,  долгов) через страдания, болезни, препятствия, которые, действительно, являются возможностями. Только сам человек может это сделать. Отпустить грехи невозможно за свечку, поставленную в церкви. Грехи наши можно только изжить через покаяние, то есть через осознание пагубности своих совершённых в жизни ошибок. Но мало только каяться, нужно ещё меняться после того, как понял, что где-то совершил ошибку.Смысл жизни в неустанном творчестве и созидании. Но творчество может развиваться лишь при свободе мысли. Накопление истинного знания даст возможность освободиться от страха смерти. Жизнь непрерывна и не кончается только смертью. Так же как рождение не есть начало в этом мире. Рождение и смерть – это всегда лишь продолжение того, что было раньше в бесконечной эволюции духа, эволюции сознания человека. Смысл жизни в том, чтобы воспитать в себе достойного человека, адекватно реагирующего на реалии окружения. Для правильной оценки реальности нужно, прежде всего, научиться быть правдивым по отношению к себе.  Воспитывать в себе лучшие личностные качества так, чтобы о нас могли сказать: «Это светлый человек. Это хороший человек и ему можно доверять. Он не подведёт в трудную минуту». Надёжность, серьёзное отношение к жизни, желание и умение непрерывной учёбы у всех и у всего обеспечит эволюционный рост личности.   Однако мало только совершенствовать и улучшать себя, нужно ещё улучшать мир, в котором живёшь. Этот процесс можно начать с того, чтобы навести порядок в своей комнате, в своём доме, на улице, городе, где мы живём. Порядок упорядочивает мысль. Сотрудничество с природой, её сохранение, защита и преумножение. Сотрудничество ради общего блага людей и всего живого. Нужно улучшать и совершенствовать всё вокруг. Вот тогда и человеку будет радостно. От света радость приходит. «Пусть будет миру хорошо», «Пусть будет всем людям хорошо» - так нужно сказать. И в ответ вселенная ответит тем же. И от этого Ответа наша душа согреется и ей тоже будет хорошо. Так будет дух расти и совершенствоваться.  Таким образом, вопрос о смысле жизни есть вопрос о том, как нужно жить. И нужно прожить жизнь так, чтобы потом «не было стыдно за бесцельно прожитые годы», как сказал герой романа «Как закалялась сталь?». Осознанность во всём, дисциплина духа и тела, устремление к Высшему и дальним мирам, стремление улучшить мир и стремление осознать гадостное внутри себя, изменить его и трансмутировать в лучшие порывы. Прежде всего нужно действовать вместо того, чтобы много говорить. И действие можно начать с осознания бесконечности во всём, внутри себя. Стремитесь больше узнать и применять узнанное в жизни на построениях прекрасных и целесообразных. 

Алтайское краевое рериховское общество "Устремление"
Rambler's Top100
Яндекс.Метрика
AGNI-YOGA TOPSITES
Рейтинг@Mail.ru