О картине Николай Константиновича Рериха "Святой Сергий"

Николай Константинович Рерих часто называл свои картины вестниками. В разные страны несли они весть о Красоте, о Добре и Подвиге. Судьбы этих посланников Света часто складывались драматично.

 

Картина «Святой Сергий» была создана Рерихом в 1932 году и являлась, по его замыслу, «левым крылом диптиха», предназначавшегося «для цветного стекла» (правое крыло — картина «Святой Франциск») (1).

 

На картине Рериха великий русский Подвижник XIV века благословляет русское воинство на решающее сражение — Куликовскую битву. В руках Преподобный Сергий держит храм — символ будущей, возрождённой Руси. «...Наверху изображено Всевидящее Око, — писал художник. — ...На древнейших фресках это изображение неоднократно могло быть найдено» (2). А внизу картины Рерихом была сделана надпись: «Дано Святому Преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую. Первое при князе Дмитрии. Второе при Минине. Третье теперь».

 

В 1937 году картину «Святой Сергий» в числе других художник передал Русскому историко-культурному музею в Праге, директором которого был известный русский литератор В.Ф.Булгаков.

 

Предчувствуя надвигавшиеся грозные события, Рерих уже в 1938 году пишет Булгакову о том, что надпись на картине «можно временно прикрыть. Но внутри будем знать твёрдо, что Преподобный дважды спасал Родину от врага внешнего, от него же спасёт и в третий раз» (3).

 

Началась война. Русский музей подвергся варварскому разрушению фашистами, но, к счастью, картины Рериха не пострадали. «Помните, — пишет Рерих Булгакову уже после войны, — Вы мудро прикрыли надпись на картине ''Св. Сергий''. Не сказать же тогда, что дано спасти от немцев» (4). «...До Сергиевой Лавры так и не дошли враги, а ведь у порога были...» (5).

 

Н.К.Рерих часто сожалел, что «картины, мысленно предназначенные для Родины, уходят в музеи на чужбине» (6). Как порадовался бы он, что именно эта картина вернулась в Россию. Это произошло в 1949 году, когда Булгаков передал в Москву 15 полотен Рериха. Пережив вражеское нашествие, картина «Святой Сергий» наконец оказалась на Родине, но... прошло ещё долгих пятьдесят лет, прежде чем она была поднята из запасников Третьяковской картинной галереи и выставлена для всеобщего обозрения.

 

Интересным свидетельством огромной значимости этой картины является высказывание известной болгарской пророчицы Ванги. Отметим, что Наталия Дмитриевна Спирина называла имя Ванги в ряду имён «великих провидцев» и говорила, что её пророчества «точно совпадают с тем, что говорится в Учении Живой Этики» (7). В одной из бесед Ванга назвала Преподобного Сергия «не просто святым, а главным русским святым», а затем, по внутреннему представлению, подробно описала картину Рериха «Святой Сергий». И далее сказала: «Картину рисовали четыре души, которые пришли из иного мира. Мало знают об этой картине. Надо, чтоб о ней знали все. Как зеницу ока берегите картину. Это самое большое богатство России. Не посылайте её в другие страны. Она предназначена лишь для России». И заключила: «Тот, кто был Святым Сергеем, сейчас является самым большим Святым. Он водитель всего человечества. О, как Он помогает сейчас человечеству! Он превратился в свет, Его тело из света!» (8).

 

Пророчество Н.К.Рериха, данное им в надписи на картине «Святой Сергий», сбылось в годы Великой Отечественной войны, но оно дано было и на всё будущее нашей страны. Ведь не только от внешних врагов спасает Сергий Россию, главный Его подвиг заключается в поднятии духа народа. Художник писал: «...Вечно жив он — Великий Наставник Народа Русского» (9). «Не отступит народ русский от своего великого Наставника и не выдаст Преподобный любимую страну Свою» (10). «...Увидите, как Воевода взойдёт на Башню и защитит свой народ» (11).

 

Анастасия Бодрова

 

Источник – сайт Сибро.

 

1 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 3. М., 1996. С. 418.

2 Письма с Гор. Т. 2. Минск, 2000. С. 35.

3 Там же.

4 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 3. С. 418.

5 Там же.

6 Там же.

7 Н.Д.Спирина. Отблески – 1998. Новосибирск, 1999. С. 16.

8 В.Сидоров. Людмила и Вангелия. М., 1992. С. 48–49.

9 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 3. С. 428.

10 Там же. С. 453.

11 Там же. С. 541.

 
От редакции:
Почему-то на выставке "Восхождение" (г. Москва) представлен триптих - "Св. Сергий", "Мадонна Орифламма", "Св. Франциск". Хотя, по словам самого Н.К. Рериха картина "Св. Сергий"⁠ является «левым крылом диптиха» (1). Будем стараться выяснять этот вопрос. 
 
Пока что мы обратились к лектору с вопросом: 
"Скажите, пожалуйста, Владимир Андреевич. А почему у Н.К. Рериха (Листы дневника, т. 3, стр. 418) картина "Св. Сергий" стоит в диптихе с картиной "Св. Франциск"? А на выставке "Восхождение" обе эти картины представлены как триптих? Это свободная интерпретация или есть всё-таки ссылка на первоисточник?"
 
К сожалению, нам так и не ответили на наш вопрос, поэтому мы сделали вывод, что данная "комбинация" из трёх картин есть свободная интерпретация В.А. Росова. Может быть он так видит эту тему - рядом с "Мадонной Орифламмой", прообразом Матери Мира, Божьей Матери, Матери Вселенной. И, важно то, что Мадонна в руках держит развёрнутое Знамя Мира, Знамя Владык, Знамя Культуры. Именно под этим Знаменем в будущем объединятся все страны и народы. Сегодня значение Знамени не понято, умалено по невежеству. Но настанет время, когда всё изменится: все религии сольются в одно единое устремление к Высшему, соединятся с науками, с искусствами. И все эти процессы будут протекать в едином поле духовности, выраженной в искренности, любви, доброжелательности, чуткости, великодушии. Тогда совсем не будет, даже близко, ненависти и агрессии, цинизма, лжи. Прекратятся войны и распри между людьми и странами. Тогда Россией будет править Величайший духовник. И Россия поведёт за собой весь мир. Сами страны пожелают пойти за Россией. Возможно, эти события произойдут уже в нашем веке. Доживём ли?
 
Кстати, то, что на выставке "Восхождение" появилась так называемая "свободная трактовка" картины в виде "триптиха" заметила и автор Любовь Хоменюк в статье "Осторожно! Выставка!" Она пишет: " ...В самой выставке есть и явные нарушения авторского замысла. Так, в диптих Святой Франциск и Святой Сергий почему-то включена картина Мадонна Орифламма, и организаторы настаивают, что это триптих. Их не смущает, что эта интерпретация противоречит самому художнику. В этом г-н Мкртычев открыто признался, заявив, что он имеет право на свою собственную трактовку. 
Алтайское краевое рериховское общество "Устремление"
Rambler's Top100
Яндекс.Метрика
AGNI-YOGA TOPSITES
Рейтинг@Mail.ru