Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. 2 В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. 3 Много обителей подразумевается много жизней или воплощений души.
Евангелие от Иоанна, гл. 8. Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался. 57 На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, - и Ты видел Авраама? 58 Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. 59 Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее.
Как слепой от рождения мог быть наказан, если не существовал бы закон перевоплощения? Также следует иметь в виду и притчу о талантах.
По материалам Алексанра Логинова: «АПОСТОЛ ПАВЕЛ И УЧЕНИЕ О ПЕРЕВОПЛОЩЕНИИ» (http://www.avatargroup.ru/Biblioteka/Aleksanr_Loginov_APOSTOL_PAVEL_I_UChENIE_O_PEREVO.aspx
Павел считает, что для спасения необходимо надеяться на Спасителя и в последующей жизни. Здесь подразумевается не жизнь будущего века в Царстве Бога, а новое существование на земле, ведь надежда есть добродетель именно земной жизни христианина. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь (1 Кор 13:13). Надеяться на Бога можно лишь устранившись от Господа, то есть, живя в этом мире. Когда же человек будет воспринимать Бога лицом к лицу, необходимость в надежде - ожидании будущих благ, отпадет.
в Послании к Галатам: Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца (1:4). Лукавый век - это наш мир, подчиненный разрушению и смерти, тлению. Избавление означает прекращение жизни в этом мире, значит, само наше существование на земле есть зло! Но мы и так все умрем, зачем крестные муки Христа? Другой вариант истолкования: избавить означает устранить сам мир, полный зла. Но Спаситель умер на кресте и воскрес, а лукавый век и сейчас порабощает людей. Павел же говорил об избавлении нас - уже первого поколения христиан. Что, апостол ошибся или обманывал? Противоречия исчезают, если под избавлением понимать прекращение рождений в этом мире. Достигается оно духовным пробуждением малым воскресением , до которого человек мертв (См, например, Мф 8:22). Духовно непробужденные люди после своей физической смерти рождаются в этом мире вновь или попадают в ад, так как не могут войти в Царство Бога. Духовное пробуждение восстанавливает связь человека с Богом, воскрешает его еще в земной жизни (см. Ин 5:24, 40 и далее, Рим 11:15, Ефес 2:5, 1 Птр 1:3 и т. п.). Окончательное же воскресение происходит, когда духовно совершенные люди в момент смерти преодолевают устраненность от Господа, и не возвращаются в наполненный страданиями мир, а переходят в Царство Бога. Поэтому апостол так ждет выхода из мира и тела: Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим 7:25).
Однако буквальное понимание Второго пришествия - как некоего глобального изменения, которое произойдет в будущем, весьма сомнительно. Апостолы ждали Второго пришествия Христа еще при их жизни, см. 1 Кор 7:29, 1 Птр 4:17, 1 Ин 2:18 и т. д. При этом они ссылались на Его слова. Если считать Второе пришествие глобальным изменением физического мира, то в I веке оно не состоялось. Неужели апостолы обманывали или ошибались? Сам Христос учил, что воскресение - достижение нового, совершенного уровня инобытия, которое происходит в настоящий момент.
...Сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят. И умереть уже не могут, ибо они равны ангелам... (Лк 20:34-36). Слово сподобившиеся показывает, что какая-то часть людей уже смогла достичь воскресения, и это произошло разновременно. Евангелие от Марка в переводе академика С. С. Аверинцева: Ведь когда люди воскреснут из мертвых, они не женятся и не выходят замуж, но пребывают как ангелы на небесах (12:25). (В синодальном переводе допущено, очевидно специально, искажение - воскресение описывается в будущем времени: но будут как ангелы на небесах ). В Евангелии от Иоанна - самом духовном тексте Нового Завета, сообщается, что суд над людьми и воскресение человека происходят уже сейчасы, при его земной жизни (см. Ин 3:18, 5:25-29). Соответственно, ожидать воскресения в далеком будущем значит, противоречить Самому Господу.
Опровергает понимание воскресения, как события в далеком будущем, и апостол Павел.
Как некоторые говорят, что нет воскресения мертвых? (1Кор 15:12). Не не будет, а именно нет, нет сейчас! Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых? (15:29).
Апостол доказывает что, уже происходит воскресение воскресают, а не воскреснут. Также восстает тело духовное, а не восстанет (15:44). Тексты Нового Завета действительно провозглашают посмертное воздаяние. Однако, говоря о воздаянии, нужно определить, что же идет в рай или ад. Мы знаем, что личность, душа - Я возникает в момент зачатия и заканчивает свой земной путь в момент смерти. Если считать, что душа перевоплощается, то личность окончательно прекращает существовать - ведь новой жизни для умершего Я уже не будет. Но данные мистиков всех религий показывают, что Я живет после смерти. (Сам Христос сказал, что у Бога все живы. См. Лк 21:38). Душа продолжает некое существование в инобытии, при этом сохраняя свои личностные особенности. Ее посмертная участь зависит от духовных результатов земной жизни (по словам Климента Александрийского, смерть есть окончательное самопогружение души). Если человек не смог развить свой дух, греховная грязь земной жизни превращает посмертное существование его самопогруженной души в непрекращающийся кошмар, то есть ад. Но мы также знаем, что человек обладает мистической сердцевиной - духом, который, по определению Григория Богослова, есть частица Бога. Мы знаем, что дух принципиально отличен от личности - Я человека. Он может быть непроявленным, а может совершенно преобразовать Эго. Дух не возникает, как душа, в момент зачатия, так как он частица Вечности в человеке. Соответственно (и об этом многократно говорится в посланиях Павла), он существует с тех пор, как существует Царство Бога, из которого он отпал в этот мир. Именно развитие духа дает человеку возможность спасения, и об этом учил Сам Спаситель: Иисус сказал: Образы (явления и существа этого мира А. Л.) являются человеку, и свет (дух А. Л.), который в них скрыт. В образе света Отца он (свет) откроется (Евангелие от Фомы, 87-я логия. Ср. Рим 1:20). Цель духа, по словам Христа вернуться на Небеса.
Иисус сказал: Я свет, который на всех. Я все: все вышло из Меня, и все вернется ко Мне. Разруби дерево, Я там; подними камень, и ты найдешь Меня там. (81-я логия, ср. Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет , Ин 6:37). Христос учил, что именно дух, сохраняя в себе души, образованные в результате всех его воплощений, дает им возможность вечного существования.
Иисус сказал: Когда вы видите ваше подобие, вы радуетесь. Но когда вы увидите образы, которые произошли до вас, - они не умирают, и не являются (больше не рождаются А. Л.) сколь великое [удивление А. Л.] вы перенесете? (88-я логия). Спасение - это возврат духа в свое небесное отечество, когда он, пройдя многие воплощения, достаточно проявил свои качества частицы Бога (сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную, Гал 6:8). Его последним носителем - образом должен стать религиозный подвижник, достигший состояния святости. После смерти святого его обоженный дух преодолевает преграды демонов - потусторонних властей этого мира, и встречается с Духом (см. Ефес 2:14-18). Вся череда прежде существовавших образов просвещается вечным Светом, и все зло когда-то прошедших жизней уничтожается: В явление Иисуса Христа достигая наконец (правильный перевод: в итоге, в финале А. Л.) верою вашею спасения душ (1 Птр 1:9). Происходит спасение всех образов душ, порожденных бесчисленными воплощениями духа.
О таком спасении всех ранее живших образов писал и апостол Павел в своем загадочном для современных богословов высказывании: Что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?(1 Кор 15:29). Апостол говорит здесь не о выкрещивании из ада умерших родственников и друзей, и воскресение происходит уже сейчас: он доказывает, что мертвые воскресают, а не воскреснут когда-то в будущем. Единственный вариант истолкования этого фрагмента - мертвые, на потусторонней судьбе которых отражается крещение, есть образы, которые возникли при прошлых воплощениях духа. Прекращение череды воплощений духа и освобождение душ от страданий в аду - в этом и заключается цель вечного (Я с вами до скончания века ) пришествия Спасителя.
Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Мф 18:11).
Во Христе все оживут (1 Кор 15:22) .
Примечания. Известный борец с теософией дьякон А. Кураев утверждает, что в указанном фрагменте Евангелия от Иоанна перевоплощение отвергается. Он ссылается на слова Спасителя: Не согрешил не он, ни родители его, но чтобы на нем явились дела Божии (Ин. 9:3). По мнению дьякона, чудо, которое должно было привести к вере самого этого человека и явить слепоту фарисеев и было причиной рождения слепым . (Сатанизм для интеллигенции. Т. 2, М., 1996, С. 44) В данном случае Христос действительно указывает на особую причину врожденной слепоты. Но как Кураев ответит на следующий вопрос: ради каких чудес родились миллионы инвалидов с детства: слепых, глухонемых, умственно отсталых, которых никто сверхъестественным способом не исцелил? Из 9-й главы следует, что ученики Христа считали возможной причиной слепоты грехи до рождения, и Спаситель такую возможность в принципе не отвергал.
Верования фарисеев почти дословно совпадают с описанием перевоплощения, сделанным в Третьей книге Ездры (этот текст включен в Библию православными и католиками).
Владыко Господи! а мы все наполнены нечестием. И, может быть, из-за нас не наполняются житницы праведных Тогда он сказал мне: подобны ложеснам и обиталища душ в преисподней. Как рождающая спешит родить, чтобы освободиться от болезней рождения, так и эти спешат отдать вверенное им. (4:38-42) Согласно Ездре, души праведников после смрти попадают в преисподнюю и через какое-то время возвращаются обратно на землю. О перевоплощении сообщает и другой текст христианской Библии - Книга Премудрости Соломона: Я был отрок даровитый и душу получил добрую; притом, будучи добрым, я вошел и в тело чистое. (8:19-20) Апостол не использовал термины дух или душа, а говорил о перевоплощении человека. Здесь вспоминается Эммануил Сведенборг: Всякий человек по внутренним началам своим есть дух.
О том, что, в итоге все люди будут спасены, многократно свидетельствуют новозаветные евангелия.
Так нет воли Отца вашего, чтобы погиб хоть один из малых сих (Мф 18:14).
(Современный перевод; в синодальном переводе допущено искажение: чтобы погиб один из ).
Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир; Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет ; Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир был спасен через Него; И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (Ин 1:9, 3:17, 6:37, 12:32). Также идея всеобщего спасения следует из Мк 9:49: Ибо всякий огнем осолится. Послание к евреям, приписываемое Павлу, также свидетельствует в пользу всеобщего спасения. Согласно ему, Иисус должен был по благодати Божией вкусить смерть за всех (2:9) Учение о спасении всех людей долго сохранялось в Церкви, несмотря на анафему V Вселенского собора (некоторые ученые оспаривают сам факт этого анафематствования). Св. Иоанн, автор трактата Райская лестница, в VII веке писал так: Хотя не все могут быть бесстрастными (высшая ступень духовной подготовки для посмертного перехода в Царство Бога А. Л.), тем не менее не невозможно, чтобы все спаслись и примирились с Богом (26:82). Такая возможность не просто допущение, а мистическая реальность, ведь спасения всех хочет Сам Бог (см. 1 Тим 2:3-4). Иоанн Лествичник также советовал монахам не оставлять спасительного подвига до последнего издыхания, и до тысячи смертей тела и души не уступать врагу (4:93) .
В традиционных изданиях синодального перевода Нового Завета слово дух в данном фрагменте пишется с маленькой буквы, но в брюссельском издании Библии (1989 г.) уже с большой. В таком контексте под Духом подразумевается Бог, и приведенный отрывок тем более не может считаться опровергающим перевоплощение.
Вставка в Первое послание к Коринфянам (15:52) сделана как краткое изложение фрагмента Первого послания к Фессалоникийцам: Сие говорим вам словом Господним что Сам Господь при трубе Божией сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение (на встречу А. Л.) на воздухе (4:15-17) .
Однако обещанная в этом фрагменте скорая встреча со Христом, пришедшим в этот мир, не произошла. Апостол обманул или Христос не выполнил Своего обещания? Но ведь слово Бога истинно! Сторонники ортодоксальной версии Второго пришествия здесь скромно промолчат. Главным текстом Нового Завета, на котором основывается представление о Втором пришествии как о глобальной катастрофе, является Откровение Иоанна. В его 21-й главе красочно описывается Страшный суд, заканчивающийся осуждением воскресших грешников на вечные муки. Однако апостол Иоанн не является автором апокалипсиса, и авторитет этого текста отвергался многими христианами в течение нескольких веков. Евсевий Кесарийский (IV век) в своей Церковной истории писал об Откровении так: К подложным относятся: ...я бы сказал, пожалуй, Иоаннов Апокалипсис, который одни отвергают, другие относят к признанным книгам (III, 25, 4). Только в 412 году Откровение Иоанна было окончательно включено в Новый Завет. Кстати, этот текст также свидетельствует о перевоплощении: Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон (3:12). Описания Второго пришествия в Новом Завете есть такая же компиляция из различных речений Иисуса, как и знаменитая Нагорная проповедь (см. Евангелие от Фомы, а также противоречия между Мф 5:1-2 и Лк 6:17, 20). Предсказания о разрушении храма и гонений на христиан объединены с цитатами из Ветхого Завета и даже комментарием переписчика (см. Мф 24:15). Однако если не рассматривать речения, которые сообщают о грядущих бедствиях для жителей Палестины, то оказывается, что Сын Человеческий обещает прийти к каждому в его особый срок: Двое будут в поле, один берется, другой оставляется (Мф 24:40) . Отсюда единственный вывод: Второе пришествие или день Господень есть смерть, когда для человека прекращается этот мир, и он встречает Бога Свет, лицом к лицу. В Символе Веры говорится об ожидании Христа паки грядущаго со славою судити живым и мертвым. Если понимать под славой известность, то получается нечто маловразумительное. Но греческое слово, переведенное здесь как слава, переводится и как сияние (См. 2 Кор 3:7). Тогда верующие исповедуют будущее пришествие Христа как Света, перед Которым предстанут мертвые и живые. Но такой суд происходит уже сейчас. О рассмотрении итогов земной жизни умершего человека потусторонним Светом свидетельствуют люди, пережившие клиническую смерть (см. работы Р. Моуди и др.). Уже сейчас судятся и живые об этом свидетельствует Евангелие от Иоанна: Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден (3:18). Христос придет не когда-нибудь в будущем, Он приходит уже сейчас. Его Второе пришествие - посмертная встреча души с вечным Светом. Такое понимание спасения описано, например, в раннехристианском (II век н. э.) тексте Поучение Силуана : Свет, который в тебе, зажги и не гаси его! Покойников, которые умерли, воскреси. Ибо они жили и умерли из-за тебя. Дай им жизнь, и они снова будут жить. Ибо древо жизни Христос (Библиотека Наг-Хаммади, VII, 106, 15-20). Проявленный дух искупает всю череду образованных им в прошлых жизнях образов . Возможно, что спасение всех ранее живших образов подразумевал апостол Павел в своем загадочном высказывании: Что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых? . (1 Кор 15:29). Очевидно, что апостол говорит не о выкрещивании из ада умерших родственников и друзей. Кроме того, воскресение происходит уже во времена Павла: он доказывает, что мертвые воскресают, а не воскреснут когда-то в будущем. Тогда под мертвыми, на потусторонней судьбе которых отражается крещение, необходимо понимать те образы , которые родились при прошлых воплощениях духа. О том, что душа и дух разделены в своей посмертной участи, говорит Ефрем Сирин (IV век н. э.): И поелику правда Его была там, то там же воздвиг и милосердие креста Его, дабы руки свои распространить (оттуда) ко всем частям и взять и обнять души и духи всей вселенной. (Святой Ефрем Сирин. Творения. Том 8. С. 387). Предположить, что здесь под духами подразумеваются внетелесные сущности, значит, утверждать, что Ефрем Сирин проповедует спасение демонов, ведь духи ангелы Божии и так со Всевышним. Исаак Сирин (VII век) о спасение душ через обожение духа: О Солнце правды, благодаря Которому праведные увидели самих себя и сделались зеркалом для своих поколений, открой во мне дверь познания Тебя.
Очевидно, что слово поколение в оригинале означает также род и рождение. Тогда увидели самих себя душа познает собственный дух, который есть частица Бога, и в котором хранятся - отражаются прошлые рождения. Истолковать духовные достижения праведников как отражение поколений остальных людей, живших одновременно с ними, бессмысленно. (Новооткрытые тексты. // Альфа и Омега. 3, 97 С. 70).
Выдержка
из собраний пятого вселенского собора о тех учёных, которые проповедовали закон перевоплощения
“Если кто не анафемствует Ария, Евномия, Македония, Аполлинария, Нестория, Евтихия и Оригена, с нечестивыми их сочинениями, и всех прочих еретиков, которые были осуждены и анафемствованы святою католическою и апостольскою Церковию и святыми четырьмя помянутыми Соборами, и тех, которые мудрствовали или мудрствуют подобно вышесказанным еретикам, и пребыли в своём нечестии до смерти: тот да будет анафема”.
Пятый Вселенский Собор.
Восьмое собрание, пункт одиннадцатый
553 год.
Библия о законе перевоплощения