О революции из писем Е.И. Рерих

В 2-х тт. Том 2, стр. 368.

Никакие губительные революции, никакие эксцессы невозможны там, где народ осознал свое назначение в мироздании, свою ответственность и ясно видит смысл своего жизненного подвига. Только расширенный кругозор может исключить не только саморазрушительный застой, но и всякий фанатизм, будь то религиозный или революционный, и укажет планомерный путь эволюции.

 

«Помните, как и Христос учил о расширении сознания. Он повторял: “Откройте глаза и уши”. Не только к своим поучениям Он предлагал открыть уши, конечно, Он указывал, сколь глубокий смысл можно усвоить при расширенном сознании. Но нельзя вдеть веревку в игольное ушко. Большое послание не вмещается в малое ухо».

Трудитесь в радости, сейте благие зерна.

В 2-х тт. Том 2, стр. 412. // 10.09.38

Но бывают периоды, когда сознание заходит как бы в тупик и без особой помощи не может выйти из него, тогда приходят очищения, выражающиеся в революциях, в низвергании старых догм и ценностей. Тяжки эти периоды, но они приносят и оздоровление; и дальнейшее восхождение становится возможным. Великие Учителя человечества действовали как Целители духа и тела, но

В 2-х тт. Том 2, стр. 413. // 10.09.38

Именно, вследствие низкого состояния человечества, взятого в его целости, а также по причине часто неразумного водительства, на революции приходится смотреть, как на восстание здоровых клеток на защиту всего организма. Припомните, как приветствовали многие страны русскую революцию. Насколько все такие приветствия были бескорыстно искренни – это другое дело. По человечеству каждый учитывал свою временную выгоду. Но, во всяком случае, достаточно писалось и пишется сейчас о бывшем русском деспотизме, варварстве, страшной нищете и отсталости нашего народа, последнее утверждение, к сожалению, было не лишено основания. Потому мы должны ценить происшедший сдвиг в сознании масс, ибо ценою ужасающих страданий достигнута новая ступень, которая поможет всему человечеству.

 

Если эти идеи утопичны, то и все Учения Жизни утопичны в той же мере.

 

Французские революционеры добивались свободы и равенства социальных, или утверждения тех принципов или видов свободы и справедливости, которые должны быть заложены в основание каждого здорового государства, именно – свобода совести и мысли, свобода выбора занятий и равенства всех граждан или уничтожения классов (привилегированных каст). Конечно, лишь несовершенная часть понимает свободу как своеволие, а равенство как равнение способностей. Но основное социальное равенство должно быть осуществлено. Каждый гражданин своей страны равен перед ее законами, и лишь его способности определяют его место в социальном труде и строительстве.

т. 1. 1919-1933 гг. (МЦР), стр. 373. // №157. ам. сотрудникам. 22.12.1932

Битва начата темными силами, ибо они в злобе своей пытаются до рокового для них срока разрушить и уничтожить как можно больше ненавистного им. От них все ужасы революции, все потрясения, они пытаются общим обнищанием создать смуту великую. Тяжкие токи Сатурна и другие несчастливые сочетания светил особенно благоприятствуют их воздействиям сейчас, и все Силы Светлые направлены на усмирение и обуздание вызываемых темными стихий.

т. 3. 1935 г. (МЦР), стр. 118. // №40. Ч.А.Скунмэкер. 7.03.1935

Разве происшедшая страшная революция не явилась следствием вековых репрессий мысли, которые так тяжко тормозили всякий прогресс? Разве могла бы революция принять те чудовищные формы, в которые она вылилась, если бы мышление не было удушено? Попробуйте сказать нашим священникам, или так называемым верным патриотам, что Вы следуете Учению, данному Великим Владыкою Света/1/, и Вам не избежать анафемы и антихристова клейма «масонки». Ведь термин «масон» среди наших сородичей – синоним страшного ругательства.

т. 3. 1935 г. (МЦР), стр. 191. // №66. Н.К. и Ю.Н. Рерихам. 12.04.1935

Последний раз такое противостояние Сатурна и Нептуна было в 1917 г. Перед этим оно всегда совпадало с большими революциями, социальными движениями и т.д.

т. 5. 1937 г. (МЦР), стр. 309. // №108. Е.А.Зильберсдорфу. 27.11.1937

За последнее время вышло много интереснейших мемуаров лиц, занимавших видные места в политических и военных кругах от начала этого столетия. Все они раскрывают чудовищные заговоры некоторых государств против нашей родины. Можно удивляться, что заставило сына Якова Шифа (совладельца американо-еврейской фирмы «Кун и Лебе») издать мемуары своего отца, в которых тот пишет о финансировании его фирмою Японии во время японо-русской войны, а также о крупных суммах, посылаемых им еврейским бундам в России для поддержания там революционного движения. Также и некоторые другие иностранные писатели и видные деятели пишут о своем причастии к разложению русской армии. Все они, как Миме в опере Вагнера, точно бы по какому-то приказу высказывают свои сокровенные мысли и деяния.

т. 6. 1938-1939 гг. (МЦР), стр. 218. // №80. А.И.Клизовскому. 10.09.1938

Если эти идеи утопичны, то и все Учения Жизни утопичны в той же мере.

Французские революционеры добивались свободы и равенства социальных, или утверждения тех принципов или видов свободы и справедливости, которые должны быть заложены в основании каждого здорового государства, именно свободы совести и мысли, свободы выбора занятий и равенства всех граждан или уничтожения классов (привилегированных каст). Конечно, лишь несовершенная часть понимает свободу как своеволие, а равенство – как равенство способностей. Но основное социальное равенство должно быть осуществлено. Каждый гражданин своей страны равен перед ее законами, и лишь его способности определяют его место в социальном труде и строительстве.

Согласна с приводимыми Вами доводами профессора Франка. Также совершенно правильно, что «равенство в абсолютном смысле неосуществимо» и что «иерархическое начало есть естественное свойство общества». Иерархия есть космический закон, но это же космическое основание и утверждает равенство каждой монады до нарастания ее индивидуальности. Потому и законы государственные, чтобы быть жизненными, должны отражать законы космические. Так, каждый нарождающийся гражданин той или иной страны по праву своего рождения в ней приобщается потенциально всем правам, то есть, как говорят в Соединенных Американских Штатах, «каждый гражданин Америки может стать ее Президентом». Вот это-то право и должно быть охранено. Но именно такого равенства, как Вы знаете, были лишены граждане многих государств. Все равны по рождению, но все неравны по способностям, и такое неравенство не только целесообразно, но и справедливо, ибо способности завоевываются личным трудом и личными усилиями в течение бесчисленных тысячелетий. И такое неравенство становится уже не неравенством, но подходит под ведущий закон иерархии. Мучительный вопрос о равенстве или неравенстве людей получил бы разрешение, если бы закон перевоплощения стал доступен человеческому сознанию в массах.

Не согласна также, что в наше время мечтать о свободе может лишь человек, посаженный в тюрьму. Тюрьма может лишить его только свободы передвижения и действий, но сколько других, искусно прикрытых, видов рабства еще существует во всех государственных строях! Именно, напрасно думают, что сейчас нет узаконенного социального рабства. И самое вопиющее из них – это рабство мысли и рабство женщины. Дико представить себе, что в наш век, когда самыми отсталыми сознаниями

т. 7. 1940-1947 гг. (МЦР), стр. 220. // №125. И.Э., Г.И. и К.И. Муромцевым. Февраль 1945

Конечно, на ненависти ничего строить нельзя. Старый, уходящий Мир уже доказал это, и скрытая ненависть вылилась в две мировые войны и в кровавые революции. Зная русский характер, русскую незлобивую, жалостливую душу, я не могу поверить, чтобы проповедь ненависти могла ужиться в русском сердце. Ведь сердце русского народа уявилось лучшей спайкой для слагания великой русской Державы.

т. 7. 1940-1947 гг. (МЦР), стр. 432

Мы имеем дело не с революцией, а с настоящим самоуничтожением. Фанатизм мусульман все нарастает, и с неослабевающей яростью. Район за районом, город за городом грабятся, сжигаются, и их обитатели, в основном индусы, вырезаются с неслыханной жестокостью или изгоняются из своих жилищ, лишенные имущества. Тысячи людей живут в лагерях и в джунглях. Большие надежды возлагаются на план разделения на индусскую и мусульманскую территории, но я сильно сомневаюсь в его успехе, слишком много новых проблем и экономических трудностей возникнут после такого произвольного решения. Ясно одно – если не будут приняты разумные и жесткие меры, чтобы остановить религиозный фанатизм, Индию ожидают ужасные кровопролития.

т. 8. 1948-1950 гг. (МЦР), стр. 111. // №49. К.Кэмпбелл. 27.10.[1948]

Да, революции являются ужасным бедствием, особенно там, где сознание масс все еще пребывает на уровне дикарей. Будем надеяться, что ситуация под контролем и самое худшее уже произошло. Здесь, в Кхандале, среди местного населения есть и мусульмане и индусы, и они живут в мире и согласии друг с другом.

В 2-х тт. Том 2, стр. 414. // 10.09.38

Согласна с приводимыми доводами проф. Франка. Также совершенно правильно, что «равенство в абсолютном смысле неосуществимо, и что иерархическое начало есть естественное свойство общества». Иерархия есть космический закон, но это же космическое основание и утверждает равенство каждой монады до нарастания ее индивидуальности. Потому и законы государственные, чтобы быть жизненными, должны отражать законы космические. Так каждый нарождающийся гражданин той или иной страны, по праву своего рождения в ней, приобщается потенциально всем правам, т. е., как говорят в С. Ам. С. Шт., – «каждый гражданин Америки может стать ее Президентом». Вот это-то право и должно быть охранено. Но именно такого равенства, как Вы знаете, были лишены граждане многих государств. Итак, все равны по рождению, но все неравны по способностям. И такое неравенство не только целесообразно, но и справедливо, ибо способности завоевываются личным трудом и личными усилиями в течение бесчисленных тысячелетий. И такое неравенство перестает уж быть неравенством и подходит под ведущий закон иерархии. Мучительный вопрос о равенстве и неравенстве людей получил бы разрешение, если бы закон перевоплощения стал доступен человеческому сознанию в массах. Один из выдающихся общественных деятелей, кажется, Михаил Робертс, однажды сказал: «если бы члены Кабинета Министров были убеждены, что после смерти они перевоплотятся в семьях, живущих в беднейшем квартале Лондона, социальные реформы были бы проведены с поразительной спешностью». Можем добавить, что изменилось бы и многое другое.

 

Проводя идею эволюции, он, в то же время, пресекает ее, предоставляя женщине лишь ограниченное образование и лишая ее места в строительстве жизни! Но идти против эволюции нельзя, и мы уже знаем, как дорого стоит человечеству каждое такое сопротивление. Примеры тому видим во всех революциях.

В 2-х тт. Том 2, стр. 416. // 10.09.38

В книгах Учения Новой Жизни сказано: «В то время, когда Мы настаиваем на равноправии и полноправии, служители тьмы будут изгонять женщин из многих областей, именно, где они могут принести наибольшую пользу. Именно теперь нужно думать о полноправии, но тьма захлестывает самые напряженные области...»

Письма 1932-1955, стр. 142. // 14.05.36

Вы пишете, что один член О-ва спрашивает, поведет ли Гитл. к общему Благу? Должна сказать, что я твердо верю, что все совершается ко Благу. Уроки должны быть выучены, чтобы сознание могло двинуться дальше. Все создается самими людьми, и жестокая русская революция тоже не с неба упала, но явилась следствием многих вековых поражений. Во всем мире совершится великий отбор и новое уравновесие планеты. Так скажем: все к лучшему.

Письма 1932-1955, стр. 215.

В некоторых теос. кругах существует убеждение, что Вел. Уч. не только руководят революциями, но будто бы вызывают их!!! Еще недавно читала я такой перл в «Теософисте». Нет более страшного заблуждения! Именно Вел. Уч. всеми силами стараются предотвратить всякие разрушения и убийства и путем сдвига сознания направить человечество к правильной эволюции. Они не могут насиловать человеческую волю, ибо в результате это грозило бы еще худшим разрушением, но Они всегда посылают предостережения и стремятся помочь и спасти тех, кого возможно. Может быть, в Вашем труде Вы найдете возможность в красивой и мощной форме упомянуть об этом.

Письма 1932-1955, стр. 215.

Расширение сознания и широкий кругозор должны стать основою и целью воспитания, иначе человечество не выйдет из полосы губительных войн и революций.

Письма 1932-1955, стр. 270.

Широкий, всеохватывающий ум следует ритму космической необходимости, иначе говоря – эволюции, потому он приветствует каждую новую веху, появляющуюся в той или иной области жизни страны. Он не пройдет мимо, ибо знает, что каждая веха может открыть новые горизонты великого Знания, которое верховно главенствует во всей Вселенной. Эволюция есть постепенное раскрытие этого беспредельного Знания.

Грядущая эпоха будет под знаком Водолея, правитель которой Уран. Утверждение силы лучей Урана всегда сопряжено с новыми течениями во всей жизни и необычайными открытиями в области науки. Год явного вступления в новый цикл отмечен как 1942-й. Потому многое должно выясниться к этому сроку. А пока запасаемся терпением и будем продолжать борьбу всеми научными и светлыми методами.

Письма в Америку, т.1, стр. 346. // 22.X.34

Будет ли Друг прощать всех gangsters’ов, и kidnappers’ов, и мошенников, подрывающих авторитет правительства, и тем разлагать сознание масс и подвергать страну опасности революции и анархии? Если так, то он пойдет против всех Учений и Заветов. Ибо все Великие

 

 

Письма в Америку, т.4, стр. 209. // 13.VIII.38

Еще Сказано: "Напряжения необходимы для эволюции, таким образом, Мы снова приходим к сочетанию этики с биологией". Так те слои населения, в которых потух творческий огонь энтузиазма, начинают разлагаться, заражая всю страну. Если страна молода, она может спасти себя от этой заразы взрывом масс, отсюда и происходят все революции. Так люди сами избирают путь труднейший.

т. 1. 1919-1933 гг. (МЦР), стр. 226. // №95. ам. сотрудникам. 20.07.1931

Наше сознание должно расти и идти впереди роста наших Учреждений. Но если это слишком трудно, то мы обязаны идти хотя бы в ногу с их развитием. А рост их уже показал, что Учреждения в Нью-Йорке стали как бы отправным пунктом и влияние их распространилось уже за пределы страны, стало, истинно, международно и скоро станет планетарным. Ибо какая страна и какой народ не мечтает сейчас выйти из создавшегося хаоса и найти путь к новому мирному и культурному строительству? Ведь все революции и восстания говорят об этом искании, но немощь вождей, не имея что предложить, раздувает лишь пожар.

Выводы:

  1. Капиталисты сами свою собственность не отдадут и поэтому, по всей видимости, большой крови снова не избежать. И нацгвардия не поможет.
  2. Революции можно было бы избежать, если власть и церковь устремилась по пути эволюции, т.е. по пути Учения Живой Этики. Но это ведь невозможно. Церковь продолжает с ещё пущей прытью свою дореволюционную политику. И потому она неизбежно будет предана террору. Впрочем, так же как и её противники. Вот уже рериховцев предали анафеме. И это только начало.
  3. К надвигающейся революции добавятся ещё глобальные природные катастрофы, вызванные в большинстве случаев США.
  4. Так что – то ли ещё будет.
Алтайское краевое рериховское общество "Устремление"
Rambler's Top100
Яндекс.Метрика
AGNI-YOGA TOPSITES
Рейтинг@Mail.ru