Н.К. Рерих как археолог

В 1893 году по окончании гимназии Карла Мая Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета (закончил в 1898 году, диплом «Правовое положение художников Древней Руси») и в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. С 1895 года занимается в студии знаменитого художника А. И. Куинджи. В это время он тесно общается с известными деятелями культуры того времени — В. В. Стасовым, И. Е. Репиным, Н. А. Римским-Корсаковым, Д. В. Григоровичем, С. П. Дягилевым. При подготовке к дипломной работе Рерих напишет: «В древней и самой Древней Руси много знаков культуры: наша древнейшая литература вовсе не так бедна, как её хотели представить западники»[19]. Открытие, сохранение и продолжение знаков исконной русской культуры на долгие годы станет кредо Н. К. Рериха.С 1892 года Рерих начал проводить самостоятельные археологические раскопки. Уже в студенческие годы он становится членом Русского археологического общества. С 1898 года начал сотрудничать с Петербургским Археологическим институтом. В последнем учреждении в 1898—1903 годах он был лектором специального курса «Художественная техника в применении к археологии»[20], организатором и одним из руководителей учебных археологических раскопок, а также редактором-составителем «Археологической карты Петербургской губернии». Проводит многочисленные раскопки в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Смоленской губерниях. В 1897 году Рерих стал первым археологом, которому удалось найти погребальный комплекс Води в Петербургском регионе. В 1897 выполнил эскизный рисунок раскопа знаменитого[21] майкопского кургана «Ошад»[22][23]. Основой для рисунка послужили кроки Н. И. Веселовского[22]. В 1904 году совместно с князем Путятиным Рерих обнаружил несколько неолитических стоянок на Валдае (в окрестностях озера Пирос)[24]. С 1905 года начинает собирать коллекцию древностей каменного века, которая уже в том же году на Французском Доисторическом конгрессе в Перигё получила высокую оценку[25]. К 1910 году в коллекции насчитывалось более 30 тыс. экспонатов из России, Германии, Италии, и Франции (в н. в. экспонируется в Эрмитаже[26]). Летом 1910 года Рерих совместно с Н. Е. Макаренко провел первые археологические раскопки в Новгороде[27]. В 1911 году при деятельном участии Рериха была создана Комиссия по регистрации памятников старины в Санкт-Петербургской губернии при Обществе защиты и сохранения в России памятников искусства и старины[28].В 1897 году Н. К. Рерих окончил Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. Его дипломная картина «Гонец» была приобретена П. М. Третьяковым. Известный критик того времени В. В. Стасов, высоко оценил эту картину: «Непременно вы должны побывать у Толстого… пусть сам великий писатель земли русской произведёт вас в художники»[29]. Встреча с Толстым для молодого Рериха стала судьбоносной.[30] Обращаясь к нему, Лев Толстой сказал: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесёт. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше — жизнь всё снесёт. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывёт!»[30]«Гонец (Восстал род на род)». 1897Также духовным напутствием для Рериха стали слова о. Иоанна Кронштадтского, часто посещавшего дом родителей Рериха: «Не болей! Придётся для Родины много потрудиться»[31].Н. К. Рерих много работает в историческом жанре. В раннем периоде творчества создаёт полотна: «Утро богатырства Киевского» (1895), «Вечер богатырства Киевского» (1896), «Сходятся старцы» (1898), «Идолы» (1901), «Строят ладьи» (1903) и др. В этих работах проявляются самобытный талант художника и новаторский поиск в искусстве. «Уже в первых картинах вырисовывается своеобразный стиль Рериха: его всеохватывающий подход к композиции, ясность линий и лаконизм, чистота цвета и музыкальность, великая простота выражения и правдивость» (Р. Я. Рудзитис).[32] Картины художника построены на глубоком знании исторического материала, передают ощущение духа времени и насыщены философским содержанием.[33]В 24 года Н. К. Рерих становится помощником директора музея при Императорском обществе поощрения художеств и одновременно помощником редактора художественного журнала «Искусство и художественная промышленность». Через три года он занимает должность секретаря Императорского общества поощрения художеств.В 1899 году Рерих знакомится в поместье князя Путятина с Еленой Ивановной Шапошниковой; 28 октября 1901 года в церкви при Императорской Академии художеств они были венчаны[34]. Елена Ивановна стала для Николая Рериха верной спутницей и вдохновительницей, всю свою жизнь они пройдут рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга. В 1902 году у них родится сын Юрий, будущий учёный-востоковед, а в 1904 году — Святослав, будущий художник и общественный деятель.С 1894 по 1902 годы Рерих много путешествует по историческим местам России[35], а в 1903—1904 годах Н. К. Рерих уже вместе с женой совершает большое путешествие по России, посетив более 40 городов, известных своими древними памятниками старины. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Результатом путешествия стала большая архитектурная серия картин художника (около 90 этюдов), коллекция фотографий старины, вошедшая частью в «Историю русского искусства» Грабаря, и статьи, в которых Рерих одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры[36].…Пора русскому образованному человеку узнать и полюбить Русь. Пора светским людям, скучающим без новых впечатлений, заинтересоваться высоким и значительным, которому они не сумели ещё отвести должное место, что заменит серые будни весёлою, красивою жизнью.После масштабного путешествия по городам России, Рерих продолжает путешествия-исследования по русским городам, и уже в 1904 году посещает города вдоль Волги, Можайск, Саввино-Сторожевский монастырь, заканчивая своё путешествие в селе Талашкино под Смоленском (владение Марии Тенишевой), где совместно с Малютиным, Врублем, Бенуа, Коровиным, Репиным и т. д. на практике реализует проекты по возрождению древнерусских традиций в искусстве и народных русских промыслов. Сотрудничество с Тенишевой продлится вплоть до 1917 года, а дружба — до самой кончины Марии Клавдиевны[38]. Вместе с тем, в 1912—1915 годах Рерих активно участвует ещё в одном крупном проекте возрождения русского искусства — возведении Фёдоровского городка. При этом с 1907 года является сотрудником журнала «Старые годы», с 1910 по 1914 год выступает ведущим редактором многотомного издания «История русского искусства» под общей редакцией Грабаря[39], а в 1914 году — редактором и соавтором большого издания «Русская икона»[40]. В исторической концепции Рериха важнейшее значение имеет соотношение прошлого, настоящего и будущего. Прошлое и настоящее измеряется будущим: «…когда зовём изучать прошлое, будем это делать лишь ради будущего».[41] «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего».[42]Как художник Рерих работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декорационной живописи. В 1906 году он создаёт 12 эскизов для церкви Покрова Богородицы в имении Голубевых в Пархомовке под Киевом (арх. Покровский В. А.), а также эскизы мозаик для церкви во имя Святых апостолов Петра и Павла на Шлиссельбургских пороховых заводах (арх. Покровский В. А.) (1906) и Троицкого собора Почаевской лавры (1910), иконостас для церкви Казанской Божией Матери Успенского женского монастыря в Перми[43] (1907), изображение св. Георгия для домовой церкви Ю. С. Нечаева-Мальцова (1911), 4 

эскиза для росписи часовни Св. Анастасии у Ольгинского моста в Пскове (1913), 12 панно для виллы Лившиц в Ницце[44] (1914), эскиз росписи «Святая Ольга» (1915). В 1910—1914 годах им была оформлен Храм Святого Духа) (роспись «Царица Небесная» и мозаика «Спас Нерукотворный с предстоящими ангелами»). В монументальной живописи художник тесно сотрудничает с архитектором Щусевым[45]. Некоторые мозаики, созданные по эскизам Рериха мастерской В. А. Фролова, сохранились до наших дней[46]. Для Дома Бажанова в Санкт-Петербурге художник создал монументальный фриз из 19 полотен на темы древних русских былин. В 1913—1914 годах Рерих создает два монументальных панно — «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для оформления Казанского вокзала в Москве (не сохранились). В 1909—1915 годах участвует в строительстве и оформлении Санкт-Петербургского буддийского храма.

 

Многогранный талант Николая Рериха проявился также в его работах для театральных постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален», «Валькирия» и др. Он был в числе создателей реконструктивного «Старинного театра» (1907—1908; 1913—1914) — уникального явления в культурной жизни России начала XX века, причём участвовал Н. Рерих выступал и как создатель декораций, и как искусствовед. Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже (1909—1913) в оформлении Н. К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского, в котором Рерих выступил не только как создатель костюмов и декораций, но и как либреттист[47].

 

С 1905 года в творчестве Рериха, наряду с древнерусской темой, начинают появляться отдельные восточные мотивы. Публикуются очерки о Японии и Индии («Девассари Абунту» 1905, «На Японской выставке» 1906, «Границы царства» 1910, «Лакшми-победительница» 1909, «Индийский путь» 1913, «Заповедь Гайатри» 1916), пишутся картины на индийские мотивы («Девассари Абунту» 1905, «Девассари Абунту с птицами» 1906, «Граница царства» 1916, «Мудрость Ману» 1916 — для теософского центра в Петербурге). Кроме собираемой Рерихом коллекции картин «малых голландцев»[48], появляется коллекция японского искусства. Рерих, помимо русской философии, изучает философию Востока, труды выдающихся мыслителей Индии — Рамакришны и Вивекананды, творчество Тагора, теософскую литературу. Древние культуры России и Индии, их общий источник, интересуют Рериха как художника и как учёного. С 1906 года Рерих дружит и имеет переписку[49] с индологом В. В. Голубевым. В 1913 они обсуждают планы совместной экспедиции в Индию с целью изучения общности русской и индийской культур[50], проект создания музея индийской культуры в Санкт-Петербурге. Сотрудничает с Агваном Доржиевым и другими российскими буддистами[51].

 

С 1906 по 1918 годы Николай Рерих — директор Школы Императорского общества поощрения художеств, одновременно занимаясь преподавательской работой. Приняв назначение, он увлечённо принимается за работу: расширяет территорию школы, открывает новые отделения и классы, восстанавливает в правах педагогический совет, создаёт при Школе Музей русского искусства, мечтает о реорганизации Школы ОПХ в Свободную народную академию, или Школу Искусств. При школе организуется ряд мастерских (рукодельная и ткацкая (1908), иконописная (1909), керамики и живописи по фарфору (1910), чеканки (1913) и др.). Иконописную мастерскую возглавил известный иконописец из Мстёры Д. М. Тюлин. При Рерихе увеличилось число женских классов, был создан женский этюдный класс. Были созданы: старшее отделение, класс графики, литографская мастерская, медальерный класс, класс обсуждения эскизов. Введены лекции по анатомии, древнерусскому искусству и зодчеству, занятия хора. Произошли существенные изменения и в учебных программах. Своеобразным отчётом полугодовой деятельности иконописной мастерской стал акт поднесения императору Николаю II 6 декабря 1909 года иконы, выполненной учениками.[52]С 1906 года художник постоянно участвует в зарубежных выставках. В 1907 году во Франции избирается членом Общества осенних салонов, впоследствии — членом Национальной академии в Реймсе и членом французского Доисторического общества. С его творчеством познакомились Париж, Венеция, Берлин, Рим, Брюссель, Вена, Лондон. Картины Рериха приобрели музей Люксембурга, Римский национальный музей, Лувр и другие европейские музеи. В 1900-х — начале 1910-х годов Рерих, наряду с некоторыми другими участниками «Мира искусства», был одним из самых известных русских художников во Франции. Именно с творчеством Рериха многие французские критики связывали свои представления о «новом русском национальном искусстве»[53].Примерно с 1906 года отмечается новый период в творчестве Рериха. В его искусстве сочетаются реализм и символизм, усиливается поиск мастера в области цвета. Он почти отказывается от масла и переходит к темперной технике. Много экспериментирует с составом красок, использует метод накладывания одного красочного тона на другой. Самобытность и оригинальность искусства художника была отмечена художественной критикой. В России и Европе за период с 1907 по 1918 годы было издано девять монографий и несколько десятков художественных журналов, посвящённых творчеству Рериха[54]. В 1914 году издается первый том собраний сочинений Рериха[55].В 1908 году Рерих избирается членом Правления Общества Архитекторов-Художников, в 1909 году — членом Совета «Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины» и Председателем «Комиссии Музея до-Петровского искусства и быта» при Обществе Архитекторов-Художников. В 1909 году Н. К. Рерих был избран академиком Российской Академии художеств.С 1910 года Рерих возглавляет художественное объединение «Мир искусства», членами которого были А. Бенуа, Л. Бакст, И. Грабарь, В. Серов, К. Петров-Водкин, Б. Кустодиев, А. Остроумова-Лебедева, З. Серебрякова и др. В 1914 году Рерих избирается Почётным Председателем Совета Женских Курсов Высших Архитектурных Знаний, в 1915 году — Председателем «Комиссии художественных мастерских для увечных и раненых воинов». «Величайший интуитивист века», по определению А. М. Горького, Н. К. Рерих в символических образах выразил накануне Первой мировой войны свои тревожные предчувствия: картины «Пречистый град — врагам озлобление», «Ангел Последний», «Зарево», «Дела человеческие» и др. В них показана тема борьбы двух начал — света и тьмы, проходящая через всё творчество художника, а также ответственность человека за свою судьбу и весь мир. Николай Рерих не только создаёт картины антивоенного характера, но и пишет статьи, посвящённые охране мира и культуры[56].В 1910 году Рерих активно участвует в судьбе Спаса на Нередице и Рюрикова Городища в Великом Новгороде, его беспокоили грубые реставрации и ремонты в ярославских, псковских и костромских храмах.

 

В 1912 году Рерих совместно с А. К. Лядовым и С. М. Городецким выступает против переименования исторических мест России[57], а в 1915 году Н. К. Рерих делает доклад императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу (младшему) с призывом принять серьёзные государственные меры по всенародной охране культурных сокровищ, рассмотреть возможность законодательного утверждения Положения об охране исторических памятников в России. Проект данного Положения станет прообразом будущего международного Пакта о защите культурных ценностей.…Точно неотпитая чаша стоит Русь.Неотпитая чаша — полный, целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила. Русь верит и ждет.— Рерих Н. К. Неотпитая чаша, Сменцово, 1916

 

В 1916 году из-за тяжёлой болезни лёгких Н. К. Рерих по настоянию врачей вместе с семьёй переезжает в Великое княжество Финляндское под Сердоболь (Вуорио), на побережье Ладожского озера. Близость к Петрограду позволяла заниматься делами Школы Общества поощрения художеств.4 марта 1917 года, через месяц после Февральской революции, Максим Горький собрал у себя на квартире большую группу художников, писателей и артистов. Среди присутствовавших были Рерих, Александр Бенуа, Билибин, Добужинский, Петров-Водкин, Щуко, Шаляпин. На совещании избрали Комиссию по делам искусств. Её председателем назначили М. Горького, помощниками председателя — А. Бенуа и Н. Рериха. Комиссия занималась делами по развитию искусства в России и сохранению памятников старины.

 

 

 19. Рерих Н. К. Художники времени Стоглава и Государева Иконного терема. // ОР ГТГ. Ф. 44. Оп. 1. Д. 58.. — 1896.↑ Н. К. 20. Рерих. Искусство и археология // Искусство и художественная промышленность. — 1998. — № Декабрь.

21. "Среди памятников раннего бронзового века особое место занимает Майкопский курган (Ошад), материалы которого и сегодня являются экстраординарными для всей территории Евразии. Одно время этот памятник признавали «эталонным» для всей культуры"

22.  Юрий Ю. Пиотровский. Майкопский курган – экстраординарный памятник Евразии IV тыс. до н.э. // Кавказ как связующее звено между Восточной Европой и Передним Востоком: диалог культур, культура диалога. «Невская Книжная Типография», СПб, 2015. 200 с. - C. 92-94

23. «Пакт Рериха. История и современность» в Краснодаре

24. Искатели. Бездонный колодец Валдая. Телеканал "Культура".

25. М. М. Лихтман. Николай Рерих и наука // Искусство и археология. — 1930. — № т. XXI, N 5.

26. " Эрмитаж покажет коллекции находок Рериха и наскальных рисунков в новом корпусе, Телеканал "Культура" (11.09.2014).Эрмитаж. История и современность. 1764—1988.// М.: Искусство. 1990. 368 с. ISBN 5-210-00010-9

 

27. Иванов М. А. Рерихи и Тверской край. Тверь: Издательство ГЕРС. — 2007 — С. 79; Шамин С. М. Николай Рерих — археолог и живописец // Историк и художник. 2008 № 4 (18). С. 123—141.↑ Перейти обратно:

28. Справочник Научных Обществ России.

29. Рерих Н. К. Листы дневника. — Т. 2. — М.: Международный Центр Рерихов, 1995. — С. 88. — ISBN 5-86988-041-1 (ошибоч.)↑ Перейти обратно:

30. П. Ф. Беликов, В. П. Князева. Николай Константинович Рерих. — М.: Молодая гвардия, 1972. «Жизнь замечательных людей». — С. 36

31. Н. К. Рерих. Листы дневника. Том третий. М.: Международный Центр Рерихов, 1996 — С. 242. ISBN 5-86988-056-4

32. Рудзитис Р. Я. Мир через Культуру. С. 22

33. П. Ф. Беликов, В. П. Князева. Николай Константинович Рерих. Самара, 1996. — 3-е изд, доп. — С. 57

35. Н. К. Рерих. «Чутким сердцам». Листы дневника // Свет. — Рига, 23 февраля 1935.

36. Н. К. Рерих. По старине. — 1903.

37. Рерих Н. К. По старине. — М.: Изд-во И. Д. Сытина, 1914.

38. Тенишева завещала часть своего имущества Европейскому центру Рериха в Париже.

39. История русского искусства / Под общей редакцией И.Э.Грабаря. — Москва: издание И.Кнебель, 1910-1916.

40. Русская икона / под ред. С.Маковского. — Спб.: Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1914.

41. Шапошникова Л. В. От Алтая до Гималаев. М., 1998. — С. 24

42. Н. К. Рерих. Листы дневника. Том второй. — М.: Международный Центр Рерихов, 1995. — С. 58

43. Маточкин Е.П., Скоморовская Н.В. Пермский иконостас Николая Рериха. — Самара: Издательский дом «Агни». — С. 2003. — 144 с. — ISBN 5-94650-003-1.

44. Маточкин Е.П. Николай Рерих: Мозаики, иконы, росписи, проекты церквей. — Самара: Изд. Дом «Агни», 2005.

45. Сергей Колузаков. Храм святителя Алексия в Царском Селе // Журнал "Третьяковская галерея". — 2016. — № 1(50). — С. 68-69. — ISSN 1729-7621.

46. Мозаики, созданные по эскизам Н. К. Рериха

47. Рерих Н. К. Весна // Листы дневника. — 27 февраля 1941. — Т. 2.

48. Короткина Л. В. Рерих в Петербурге – Петрограде. — Серия «Выдающиеся деятели науки и культуры в Петербурге – Петрограде – Ленинграде». — Л.: Лениздат, 1985.П. И. Мягков. Собрание западноевропейской живописи Николая Константиновича Рериха // Международная научно-практическая конференция «Рериховское наследие»: Том III: Восток – Запад на берегах Невы.. — СПб.: Рериховский центр СПбГУ, 2007. — С. 75-110. — ISSN 978-5-8108-0307-2.Т. М. Мокина. Картины из коллекции Н. К. Рериха в Государственном Эрмитаже // Петербургский Рериховский сборник. Выпуск I. — СПб.: Рериховский центр СПГУ, 1998.Выставка "НЕИЗВЕСТНЫЙ ЭРМИТАЖ" открывается в Хабаровске. Приморская Государственная картинная галерея (30.07.2015).

50.  Н. К. Рерих. Индийский путь // Русское слово. — Москва, 1913. — № 7/20 июля. № 156. — С. 2—3.

51. Осор Будаев – буддийский монах, художник, сотрудник музея.

52. Православная культура в жизни и творчестве Н. К. Рериха

53. Андрей Толстой. ОТ КРАЙНЕГО СЕВЕРА ДО АТЛАНТИДЫ (Картины русских художников на парижских выставках начала XX века) // Журнал «Новая Юность». — 2003. — № №1(58).

54. Н. К. Рерих. Листы дневника. Том первый. М.: Международный Центр Рерихов, 1995. — С. 33

55. Рерих Н. К. Собрание сочинений. Книга первая. — Москва: Издательский дом Сытина, 1914.

56. П. Ф. Беликов, В. П. Князева. Рерих. — М.: Молодая гвардия, 1972. 256 с., илл. («Жизнь замечательных людей»). Серия биографий.

57. Анатолий Лядов, Николай Рерих, Сергей Городецкий. Опомнитесь! // Биржевые ведомости, СПб. — 1912. — № 12924 7/20 мая. — С. 7.

От редакции: 

Таким образом, с самого истока всё искусство Н.К. Рериха было основано на археологических исследованиях Древней Руси. Поэтому Рерих как  практикующий учёный-археолог даже в большей мере, чем Рерих - художник. Иссследования в археологии есть та основа, на которой стояло всё творчество Н.К. Рериха. 

Алтайское краевое рериховское общество "Устремление"
Rambler's Top100
Яндекс.Метрика
AGNI-YOGA TOPSITES
Рейтинг@Mail.ru