О Штайнере

 

Краткая справка

 

Сайт википедии


https://ru.wikipedia.org/wiki/%D8%F2%E5%E9%ED%E5%F0,_%D0%F3%E4%EE%EB%FC%F4

 

Рудольф Штейнер (Штайнер) (нем. Rudolf Joseph Lonz Steiner, 27 февраля[Прим 1] 1861 — 30 марта 1925) — австрийский философ, эзотерик, социальный реформатор и архитектор. Первичное признание получил как исследователь наследия Гёте и его теории познания[1]. В начале двадцатого века основал духовное движение антропософию, эзотерическую христианскую философию, берущую начало в европейском трансцендентализме и перекликающуюся с теософией.

 

Под руководством Штейнера это движение прошло несколько периодов. В первом, более философски ориентированном периоде, Штейнер искал синтез между наукой и духом; его философская работа этих лет, названная духовной наукой, стремилась соединить западный путь познания с внутренними и духовными потребностями человеческого существа[2]. Во втором периоде, начинающемся около 1907 года, он приступил к широкой деятельности в различных видах искусства, включая драму, искусство движения (разработка нового вида искусства, эвритмии) и архитектуру. Кульминацией этой работы стала постройка культурного центра, дома всех искусств — Гётеанума. После Первой мировой войны Штейнер сотрудничал с педагогами, фермерами, врачами и представителями других профессий. Как реформатор-практик Штайнер заложил основы вальдорфской педагогики, антропософской медицины (в том числе омелотерапии рака), лечебной педагогики, ботмеровской гимнастики, биодинамического сельского хозяйства, инициировал развитие эвритмии, новых направлений в драматическом искусстве, живописи, архитектуре, движения конца 1910-х — нач. 1920-х гг. за разделение трех сфер «социального организма» — культуры, политики и хозяйства. В сотрудничестве со Штейнером группа протестантских священников и богословов во главе с Ф.Риттельмайером основала в 1922 Общину христиан — движение за обновление религиозной жизни.

 

Штейнер был представителем формы этического индивидуализма, который он позже расширил, введя широкую духовную составляющую. Основой для его эпистемологии послужило мировоззрение Гете, в котором мышление «…такой же орган восприятия действительности, как глаз или ухо. Так же, как последние воспринимают цвет или тон, так же мышление воспринимает идеи»[3]. Доказательство того, что человеческое познание не имеет границ, стало нитью, прошедшей через все периоды его духовно ориентированного

 

Выписки из писем Е.И. Рерих о Штайнере

 

Том 4
Е.И.Рерих – А.М.Асееву
Шюре нужно читать с разбором. С последней почтой получила запросы и критику на статью «Солнечный Путь». Критик обращает мое внимание на расхождение этой статьи с Учением Живой Этики, на то, что многие места в этой статье совпадают с проповедями Кришнамурти, отрицающего Иерархию, и также указывает на «чуть ли не точное повторение слов штейнерьянцев (Последователи немецкого философа, создателя антропософии Рудольфа Штайнера (1861-1925)). ...» Придется ответить и посоветовать молодому критику научиться читать сердцем и умом, а не только глазами, если он хочет обрести великое знание.   
30.06.34 Рерих Е.И. Письма. 1932-1955 
… Я уже упомянула Вам книгу А. Безант «Эзотерическое Христианство» и даже «Иннер Лайф» Ледбитера, но все остальные книги последнего автора полны вредных заблуждений. Есть еще неплохая книжечка Джеджа «Океан Теософии», но все это лишь толкования той же «Тайной Доктрины» и хороши для самых начинающих. Но особенно ужасна книга совместного творчества А. Безант и Ледбитера, заключающая в себе якобы жизни Великих Учителей и некоторых учеников, именно: г-жи Безант, Ледбитера, Кришнамурти, Арундель и т. д. Я редко встречала что-либо равное по безвкусию, кощунственности и лживости. Как сказано Великим Владыкой: «Книга эта творение многих рук, лишенных знания и красоты». И таких перлов среди теософической литературы не мало. Ведь и Штейнер к концу жизни сошел с пути Света, и храм его был уничтожен разящим Лучом. Потому лично я всегда советую, если есть возможность, читать восточную литературу, ибо в ней, когда она не искажена переводом, нет заблуждений, или очень мало. Потому прекрасно было бы, если члены Общества ознакомились бы с основами Учения Будды, Упанишад, Бхагавадгиты, Конфуция, Лао Цзы и т. д. Конечно, огромное затруднение в том, что так мало переведено на русский язык. При правильном отношении знакомство с этими Учениями может даже укрепить на пути Учения. Также всегда буду рекомендовать читать книги Суоми Вивекананды и Изречения Рамакришны, и особенно люблю читать четыре тома, посвященные описанию жизней Рамакришны и Суоми Вивекананды. Читая их, проникаешься всем очарованием тонкости чувств и мысли Востока. Вообще, очень много прекрасных восточных книжечек, но теософическую литературу, за малыми исключениями, я не люблю. Прекрасны также книги Сестры Ниведитты об Индии и о Суоми Вивекананде, который был ее учителем. Между прочим, знаете ли Вы, что Йог Рамачарака есть псевдоним американца Аткинсона? Но книги его не плохи. Если я не ошибаюсь, он был знаком с Суоми Вивеканандой. Конечно, очень много читателей, которые, прочтя книжные теории, сопоставят их с Учением и при очевидном расхождении их впадут в расстройство. Вот почему на первых порах всем, неутвердившимся в Учении, так опасно читать лживые книги, трактующие о том же Учении. Много горя приносят духовные заблуждения. Одна надежда, что ввиду того, что так мало переведено на русский язык, самые вредные не проникли. Теперь в заключение приведу несколько страниц из Учения о книге: «Ошибки в книгах равны тяжкому преступлению. Ложь в книгах должна быть преследуема, как вид тяжкой клеветы. Ложь оратора преследуется по числу слушателей. Ложь писателя по числу отпечатков книг. Занимать ложью места народных книгохранилищ тяжкое преступление...» Конечно, нельзя препятствовать новым взглядам и построениям, но неверные данные не должны вводить в заблуждение, потому защита знания ложится на всех членов. Не позже года должны быть проверены книги, иначе число жертв будет велико. Особенно надо беречь книгу, когда достоинство ее потрясено. На полках книгохранилищ целые гнойники лжи. Было бы недопустимо сохранять этих паразитов. Недостойно, невозможно предложить прочесть лживую книгу. Зачем обращать лучший угол очага в лживого шута. Должно отметить вопрос книги». …
17.11.49 Рерих Е.И. Письма. 1932-1955 
… Утверждение Штейнера, что многие египтяне воплотились среди русского народа, не лишено основания. Ибо, действительно, многие лучшие египтяне рождались среди лучших русских и будут продолжать рождаться среди них. Что же касается до народных масс (древних египтян), то, конечно, они рождались и рождаются среди масс Востока.\
17.02.1934 Е.И.Рерих А.М.Асееву 
… Относительно антропософов[7] ничего не могу сказать, почти что не встречала их. В Америке они малочисленны, но об уничтожении Чистым Лучом их главного Храма знали накануне этого события. Но все эти теософы, антропософы, псевдорозенкрейцеры и прочие не страшны, страшна нетерпимость наших церковников. «Истинно, труднее всего омыть тело Христа» – так было сказано Великим Учителем. Главная причина нетерпимости – невежество. Но продолжаться так не может, и воскресшая Новая Россия[8] поставит новые запросы духу и проблемам Бытия, на которые отцы церкви должны будут ответить, если не хотят увидеть закат свой. Сознание народа растет и ширится, и нельзя снова загнать его в средневековые застенки. 
•  7.^ Последователи учения, основанного немецким мистиком Рудольфом Штейнером.
11.08.1934 Е.И.Рерих А.И.Клизовскому 
… Вы удачно заканчиваете Ваш Труд защитою Светлого Учения, набросав в кратких чертах несостоятельность и лживость доктрины Штейнера и коснувшись прискорбного заблуждения г-жи Безант. Это очень полезно, ибо нельзя допускать, чтобы ошибки свихнувшихся адептов полагались к порогу Учения Света.
08.11.1934 Е.И.Рерих М.Е.Тарасову 
… Великое Пришествие, предуказанное всеми древнейшими Писаниями, есть конец Армагеддона и грядущая Эпоха Нового Воскрешения Духа, связанного с нарождением Шестой Расы. Конечно, ни один из Великих Владык не появится в физическом теле. Но духовная сила Трех Владык проявится на Земном плане в час грозный. Помните, как сказано, что Появление Сына Человеческого будет в грозе и молнии и в мгновение ока. (Конечно, сила духовного воскрешения будет особенно сильна в России, ибо России выпала доля первой через страдания пройти огненное очищение.) И если будут проявления Великого Облика, то они будут на плане духовном, но не физическом. При настоящем состоянии человечества всякое физическое проявление лишь умалило бы Великий Облик. Потому так кошмарно безобразно было утверждение теософов о появлении одного из Владык в телесной форме г-на Кришнамурти. Такое одержание не допускается законами Великого Белого Братства. Также кощунственны их утверждения о предоставлении Иисусом своего тела Высшему Духу для проявления как Спасителя и что в награду за эту жертву Иисус был рожден потом как Аполлоний Тианский!!! Веджвуд – ближайший последователь Ледбитера. Церковь его в Голландии тоже была сожжена молнией, так же как и церковь Ледбитера в Австралии. Храм Штейнера тоже был поражен молнией. Люди не обращают внимания на странные совпадения. …
10.01.1955 Е.И.Рерих – Е.П.Инге 
… Об Антропософии могу сказать, что она слишком подчеркивает значение физического человека и относит на второй план духовную Основу и тем задерживает развитие Богочеловека. Учение Штейнера слишком отошло от духовной стороны. …


Критика Алисы Бейли.
Из писем Елены Ивановны Рерих

 

«Много страниц оявлено и сторонниками Тьмы, так, к примеру, в книгах Алисы Бейли. В жизни неизбежно Чёрная Магия переплетается с Белой, и только знающий и опытный ученик Белой Ложи может усмотреть подлог и искажения. Так, много прекрасных страниц Владыки Света вкраплены в труды сторонников Тьмы.

 

Совет Вам, родная, не читать книги Алисы Бейли. В конце жизни она уявилась последовательницей Люцифера. Вначале она не стеснялась оявиться ученицей сиккимского обывателя, некоего Ладен Ла, состоявшего на службе местного правительства. Мы знали его. Она называла его своим учителем и даже пыталась связать его с великими Обликами Бел[ого] Братства.

 

Но определённо, со всею силою и ответственностью утверждаю, что никогда ни один Брат из Твердыни Света не сотрудничал с г-жою Алисой Бейли. В своих йогических классах она пользовалась книгами «Живой Этики». Многое было выдано из этих книг за полученное ею, пользуясь анонимностью Учения. Наши сотрудники в Ам[ерике], в том числе Зин[аида] Гр[игорьевна], хорошо ознакомлены с личностью и деятельностью этой тёмной особы. Деятельность её стала очень вредной, когда она начала преподносить прогнозы своего тибетского учителя, сообщая небывалый расцвет, но не войну, и когда вместо обещанного расцвета наступили годы войны, авторитет её страшно был подорван. Кроме того, здоровье стало сдавать, и повторные переливания крови, конечно, не способствовали духовному восхождению, и она ушла. Ярая обладала хорошо развитым интеллектом и немалою эрудицией, но без каких-либо признаков духовности.

 

Итак, родная, необходимо утвердиться на основных положениях Учения, прежде чем начать интересоваться существующей обширной литературой по оккультизму и магии»

 

Из письма Е.И. Рерих от 10 октября 1954 г., М.: МЦР, т. 9

 

«Для Вашего сведения, В[еликий] Вл[адыка] считает труды-компиляции А[лисы] Б[ейли] очень вредными. Ярая была определенно сотрудницей темных сил. Нетрудно, при некотором знании, компилирование подобных книг, когда живешь в городах, где сотни тысяч оккультных трудов лежат на полках обширных библиотек. Учитель А[лисы] Б[ейли] не принадлежит к Твердыне Света. В[еликий]Вл[адыка] отказывается от него.

 

Страницы Белой Магии переплетаются у нее с самой определенной Черной Магией, и такое смешение, конечно, страстно вредно и порождает великое смущение и извращение в нетвердых сознаниях».

 

Из письма Е.И. Рерих от 11 июля 1952 г., М.: МЦР, т. 9

 


«Относительно Браншт[еттера] и Ренца, предоставьте им расхлебывать заваренную ими кашу. Скажите им твердо, что Вы не можете разбираться в их распрях; не можете являть им прав на издание новых книг, пока ярые находятся в состоянии распрей и судебного процесса. Также они должны твердо усвоить наше определенное условие – не объединяться ни с какими иными Обществами и Учениями. Учение Живой Этики, или, как называет его сейчас Ренц, «Учение Жизни», не может быть ассоциировано ни с каким иным учением или учителем. Браншт[еттер] должен понять, что мы не имели и не имеем ничего общего с представителями «Арк[эн] Ск[ул]». Они пользовались нашим Учением, но мы сурово утверждаем, что Учение «Живой Этики» дано определенным Великим Владыкою М. и оно не может идти под флагом «Арк[эн] Ск[ул]» или даже стоять наряду с ним.

 

Яро не давайте никаких прав на издание новых книг. Необходимо прекратить сумасшествие Ренца и происки Бейли с Браншт[еттера]. Они хотят завладеть всем изданием. Мы не можем допустить, чтобы Учение Живой Этики было предметом распрей и судебного процесса. Учение не может быть захвачено лицами, которые не понимают разницы между Великим Владыкою М. и Тибетским учителем г-жи Б[ейли]. Надо прекратить, иначе ярые уявятся на сумасшествии».

 

Из письма Е.И. Рерих от 10 мая 1952 г., М.: МЦР, т. 9

 

«Конечно, не давайте никаких прав и копирайтс людям, связанным с «Арк[эн] Ск[ул]». Скажите определенно, что мы никогда не были связаны с «Арк[эн] Ск[ул]» и не можем сотрудничать с ними. Но чем меньше пояснять им причины нашей воздержанности, тем лучше. Каждое слово Ваше для них как красный плат перед разъяренным быком.

 

Из письма Е.И. Рерих от 27 марта 1952 г., М.: МЦР, т. 9

А.Бейли утверждала, что с ней сотрудничал один из Великих Учителей - Джуал Кул и называла его Тибетцем. Однако Тибетец Бейли не имеет ничего общего с действительным Учителем Иерархии Света Дж.К. Путаница возникла благодаря усилиям основательницы общества «Арк[эн] Ск[ул]» - самой Алисы Бейли.

 

«Об Усаковской не слышала от наших сотрудников. Не помню ее и среди перечисленных тогда учениц Содружества Св. Сергия. Содружество было неплохое, но группа Шанхайская не была близка мне. По-видимому, они распались, главным образом, из-за перемен в стране и отъезда главных деятельных работников. О ней было Сказано, что она неплохая и нужная сотрудница. При условии отхода ее от «Арк[эн]Ск[ул]» она может иметь Помощь. Нужно ее предупредить, сколько темного собирается вокруг Светлого. И прежде всего следует предупредить против супруга основательницы. Он определенно обманщик и нечестный человек. Ярые пользуются нашими книгами - отсюда и намеки на Один Источник. Но утверждаю Именем мне Сокровенным, что упоминаемый ими Дж[уал] К[ул] и никто из Вел[икого] Братства никогда не имел и не имеет никакого касания к «Арк[эн] Ск[ул]». Основательница была определенным медиумом. Но никакое Учение не может быть оявлено медиумам. Самые чистые из них могут оявиться на небольших книжечках, но не целой серии книг Учения!»

 

Из письма Е.И. Рерих от 7 декабря 1951 г., М.: МЦР, т. 9

 


«Не имейте отношений со школой Бейли, ибо они явлены как скрытые враги».

 

Из письма Е.И. Рерих от 16 сентября 1951 г., М.: МЦР, т. 9

«Нет, сейчас нужна твердость, настойчивость и предупреждения. Ибо именно Князь тьмы старается соблазнить спокоем малые трусливые сознания. Именно, правильно указала Ур[усвати], что соблазн Князя тьмы в том, что он сулит спокой, но Мы говорим: час последний. Лишь ускоренное очищение даст планете возможность спасти ее. Конечно, огненный взрыв спасет планету. Огненный взрыв должен проявиться во всех явлениях. Лишь очищение пространства, лишь очищение сознания, лишь очищение Учений дадут явление очищающих взрывов духа. Конечно, тьма сгущается, но, когда напряжение сил тьмы достигнет своего предела, тогда Силы Света утвердят свою мощь. Так, нужно готовиться к принятию великого напряжения. Свет побеждает тьму. Чудо у дверей. <...>

 

Между прочим, относительно соблазна спокоем интересно отметить, что миссис Бейли выпустила прокламацию своего учителя на три года вперед, начиная от апреля 34-го года, в которой учитель этот сулит все блага духовного просветления и опровергает возможность разрушения, «как это указывают трусы». Отсюда ее протесты против угроз Армагеддона и т.д. Интересен также призыв этого учителя к тому, чтобы все несли деньги на пропаганду его учения. Темненькая сторона этого учителя так ясна».

 

Из письма Е.И. Рерих от 30 августа 1934 г., М.: МЦР, т.2


«Многие наивные люди полагают, что тёмные силы действуют лишь злом, развратом и преступлениями. Как заблуждаются они. Так действуют лишь грубые и силы малых степеней. Гораздо опаснее те, кто приходит под личиною Света Учения. Вы уже знаете такой пример. В Америке существует очень обширное Общество и глава его получает учение от учителя, который не раскрывает своего имени, называя себя Тибетским Братом. Мы знаем, кто скрывается под этим псевдонимом. Сила его велика. И цель этого учителя, персонифицируя якобы учителя Бел. Бр., как можно больше заманить в свои кадры неплохих и полезных людей, которые иначе могли бы действенно помочь Великому Плану Владык, плану спасения планеты. И эти несчастные, не обладая истинным распознаванием огней сердца, как мотыльки летят на испепеляющий их чёрный огонь. Невежество, отсутствие чувствознания толкает их в объятия тьмы и лишает надолго, если не навсегда, благотворного воздействия и притяжения Лучей Великой Твердыни Света.

 

Грозен Армагеддон, ведь силы тьмы борются за само существование своё, отчаяние делает их столь сплочёнными и упорными в достижении цели своей. Князь Мира имеет много талантливых, сознательных и бессознательных пособников, и наивно думать, что они не умеют действовать тонко. Они очень изысканы и изобретательны и действуют по сознанию своих жертв. Но все они лишены теплоты сердца. У меня есть книги этого Тибетского учителя, они сухи до чрезвычайности. Одна книга называется Белая Магия. Мне сказано, что лучшие страницы заимствованы из Учения Бел. Бр. Интересно отметить, что глава этого Общества для большего престижа своего и заманивания сторонников наших книг рекомендует их своим членам и учредила классы для изучения книг Агни Йоги. Так переплетается на Земле тьма со Светом. Сеть тьмы плетётся искусными руками. Многие члены этого Общ., заманенные преподающимся там разбором и изучением книг Агни Йоги, приходят к нам, прося учредить такие же классы и группы для совместного чтения и обсуждения книг Учения. Только с настоящей осени с Высшего Одобрения я поручила г-же Хорш начать такие группы в более широком масштабе. Также не без интереса отметить, что водители такого обширного Общества состоят в то же время в т. полиции на службе одной державы. Много страшного творится сейчас в мире. Много самого отвратительного колдовства распространено по всему миру. Конечно, как всегда, наиболее крупные центры являются и центрами главных тёмных сил. Именно всё исчадие Ада выползло на поверхность Земли. Невежественные массы их лучшее орудие. Вот почему так важна сплочённость и всех сил белых и беленьких, но последние так легко окрашиваются в сереньких, пополняя собою кадры тех, о которых сказано в Апокалипсисе: «но как тытёпл, но не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих“. Только сила преданности и устремления к Служению Великой Иерархии Света может спасти от широко расставленных сетей Князя мира сего. Нам, русским, уготовано спасение под Знаменем нашего Высокого Покровителя и Заступника Пр. Сергия Радонежского, о нём поётся в Акафисте - «От Бога данный России Воевода». Так, Александр Иванович, скажите и предупредите спрашивающих Вас. Напряжём все наши усилия, чтобы чистотою мышления создать себе непроницаемую броню. Удары тёмных по нашей ауре неизбежны, но при сильной защитной сети эти удары легко отражаются, не причиняя вреда. Обычно удары эти сказываются на слабых органах. Аура, насыщенная преданностью к Иерархии, может противостать всем нападениям тёмных. Но нельзя ни на минуту допускать сомнения и уклонения от этого фокуса Света. Преданность и чистота побуждений наш единственный якорь в хаосе разбушевавшихся стихий...

 

Продолжайте работать в этом направлении, пишите, ибо сейчас так важно очищать Учение от чудовищных нагромождений и искажений. Можно представить себе, как трудится Князь Мира, чтобы постепенно вложить своё ядрышко в скорлупу Светлого Учения. Если будут возникать вопросы, я всегда буду рада ответить и разъяснить непонятное. Около двух лет я смогу много помочь и писать, а потом будет труднее. Поэтому пользуйтесь, не опасаясь отяготить, ибо мы не боимся никакой ноши, когда идём в Сад Прекрасный».

 

Из письма Е.И. Рерих от 23 августа 1934 г.

«Почему русск[им] теософам нужно ходить в шорах и ничего не знать об истинной истории теософического движения и его деятелей? Почему, упоминая об Алисе Бейли, они умалчивают о гораздо более давнем и значительном Центре в Калифорнии, которым руководил Вел[икий] Уч[итель] Илларион?»

 

Из письма Е.И. Рерих от 7 января 1937 г., М.: МЦР, т. 5

Алтайское краевое рериховское общество "Устремление"
Rambler's Top100
Яндекс.Метрика
AGNI-YOGA TOPSITES
Рейтинг@Mail.ru